Геном свиней «очистили» от вирусов для пересадки их органов людям

При помощи технологии CRISPR-Cas9 исследователи из США, Китая и Дании вырастили свиные эмбрионы и поросят с «выключенными» копиями ретровируса, потенциально опасного для человека.

Межвидовая трансплантация подразумевает пересадку органов или тканей от организмов одного биологического вида другому. Ученые и врачи особенно заинтересованы в пересадке органов животных человеку и большие надежды в этой области возлагают на свиней, поскольку их органы близки к человеческим по размеру и функциям, а выращивать этих животных проще, чем, к примеру, приматов.

Однако существуют две принципиальные проблемы, связанные с трансплантацией свиных органов человеку: это иммунологическая несовместимость и риск заражения реципиентов свиным эндогенным ретровирусом (сокращенно PERV — porcine endogenous retrovirus). Будучи ретровирусом (как, к примеру, вирус иммунодефицита человека), PERV способен встраиваться в ДНК свиньи, а затем распространяться, заражая новые клетки.

Хотя до сих пор не было зафиксировано случаев заражения человека PERV напрямую от свиньи, авторы новой работы подтвердили опасения, показав возможность инфицирования на клеточном уровне. Таким образом, PERV представляет реальное препятствие в использовании свиных органов для межвидовой трансплантации. Однако исследователи предложили методику, позволяющую вырастить генетически модифицированных животных-доноров с инактивированными копиями PERV в геноме.

Для этого ученые обратились к системе редактирования генома CRISPR-Cas9, позволяющей вносить направленные изменения в последовательность ДНК. С ее помощью им удалось добиться эффективности «выключения» генов PERV выше 90% на свиных эмбриональных стволовых клетках свиньи. А с использованием коктейля из веществ, препятствующих апоптозу (клеточной смерти) генетически отредактированных клеток, — довести эффективность до 100%.

Затем при помощи технологии пересадки ядер соматических клеток из отредактированных клеток исследователи получили здоровые зародыши, которые затем подсадили суррогатным матерям.

В общей сложности ученые вырастили 15 поросят с полностью инактивированными PERV. Сейчас старшему поколению животных около четырех месяцев, и исследователи продолжают наблюдение за ними, чтобы изучить влияние инактивации PERV и геномного редактирования на взрослых животных.

Статья с описанием результатов исследования опубликована в журнале Science.

Одна из возможных альтернатив межвидовой трансплантации — использование химерных животных в качестве «инкубаторов» для выращивания органов из человеческих стволовых клеток. Эта технология поможет решить вторую проблему ксенотрансплантации — иммунологическую несовместимость. Как это работает, читайте на «Чердаке».