Обнаружены сразу две планеты, похожие на Землю

Команда астрономов из Швейцарии, Канады, Португалии и Франции открыла в созвездии Льва две экзопланеты, имеющие сходство с Землей, на которых существует потенциальная возможность зарождения жизни.

Экзопланета K2−18b была открыта в 2015 году. Она вращается вокруг звезды K2−18 — красного карлика, расположенного в созвездии Льва на расстоянии 111 световых лет от Земли. Полный оборот по орбите K2−18b делает за 33 земных дня. Как показали первые исследования, эта планета находилась в т.н. «обитаемой зоне», то есть расстояние от нее до звезды было такое, что вода на планете могла находиться в жидком состоянии.

Чтобы подтвердить пригодность планеты K2−18b для зарождения жизни, астрономы при помощи спектрографа высокого разрешения HARPS, установленного на телескопе ESO в Чили, вычислили массу и радиус планеты. Масса K2−18b оказалась в несколько раз больше земной. Затем на основании полученных данных ученые смогли установить точную плотность вещества, входящего в состав планеты. Оказалось, что K2−18b имеет плотную, а не газовую структуру: это каменистая планета с наполненной газами атмосферой, что делает ее похожей на Землю и дает астрономам надежду на обнаружение жизни.

Но, как оказалось, к удивлению исследователей, рядом с открытой экзопланетой вокруг этой же звезды вращается еще одна планета, получившая название K2−18c. Вычислить ее удалось, когда астрономы кроме приходящего от планеты K2−18b сигнала периодичностью в 33 дня зафиксировали еще один — с периодом в девять дней. Тщательный анализ полученных сигналов показал, что они исходят от еще одной планеты, также очень похожей на Землю. Она была твердой и имела массу, сравнимую с земной. За ее схожесть с нашей родной планетой астрономы назвали K2−18c «суперземлей». Правда, плохая новость состоит в том, что K2−18c находится слишком близко от звезды и высокая температура на ее поверхности может стать преградой для возникновения жизни.

По словам ученых, им требуется больше данных о вновь открытых планетах, чтобы сформировать четкое представление о них. С этой задачей должен справиться новый космический телескоп «Джеймс Уэбб», который будет запущен на орбиту в 2019 году. С помощью него астрономы планируют более детально изучить строение и состав атмосферы открытых экзопланет.

«Открытие внутренней планеты K2−18c еще больше подчеркивает распространенность многопланетных систем вокруг красных карликов. Характеристика плотности K2−18b показывает, что планета, вероятно, имеет толстую газовую оболочку, которая, наряду с ее близостью к солнечной системе, делает планетарную систему K2−18 интересным объектом для исследования атмосфер экзопланет», — пишут авторы работы.

Исследование опубликовано в журнале Astronomy and Astrophysics.

Ранее еще одну потенциально обитаемую экзопланету — Ross 128 b — обнаружили в созвездии Девы.

Обнаружено 11 молодых звезд в опасной близости от гигантской черной дыры

Команда астрономов из Австралии и США с помощью радиотелескопов ALMA обнаружила в центре Млечного Пути признаки 11 молодых звезд, которые формируются очень близко от сверхмассивной черной дыры.

В центре Млечного Пути расположена открытая в 2002 году огромная черная дыра Стрелец А* (Sgr A*). Ее масса составляет 4,31 ± 0,36 миллионов масс Солнца, а диметр — 12 световых часов. Вблизи черной дыры ученые ранее обнаружили гигантское молекулярное облако Sagittarius B2, которое, по данным российских астрономов, является источником мощного рентгеновского излучения, что предполагает недавнюю высокую световую активность черной дыры Sgr A*.

В новом исследовании команда астрономов наблюдала за центром Галактики при помощи комплекса радиотелескопа ALMA (Atacama Large Millimeter Array), расположенного в чилийской пустыне Атакама. Галактический центр Млечного Пути расположен примерно в 26 000 световых лет от Земли в направлении созвездия Стрельца. Ранее у ученых возникали трудности по изучению этой области космоса, так как массы межзвездной пыли затемняли центр Галактики, скрывая его от оптических телескопов. Радиотелескопы ALMA стали способны справиться с этим препятствием, проникая сквозь эту пыль и регистрируя радиоволны разного диапазона.

До недавнего времени считалось, что область космического пространства вблизи черной дыры из-за экстремальных условий мало подходит для формирования новых звезд. Но, как показали наблюдения, это не так. Данные ALMA зафиксировали явные признаки 11 масс молодых звезд, образующихся в опасной близости, всего в трех световых годах, от сверхмассивной черной дыры. Все ранние предположения утверждали, что на этом расстоянии приливные силы, порождаемые черной дырой, должны были разрывать облака пыли и газа, прежде чем они смогут начать звездообразование.

Обнаруженные молодые звезды представляют собой протозвезды — промежуточный этап между плотным облаком газа и молодой, сияющей звездой. Открытие этих протозвезд, по словам ученых, свидетельствует о том, что условия, необходимые для рождения маломассивных звезд, могут существовать даже в одной из самых неспокойных областей нашей Галактики. И возможно, в подобных местах во всей Вселенной. Данные ALMA показывают, что открытым протозвездам около 6000 лет. И это стало еще одним большим сюрпризом для астрономов — они зафиксировали самый ранний этап формирования звезд в агрессивной среде вблизи черных дыр. [ ... ]

Ученые выяснили, когда появились кольца Сатурна

Астрономы проанализировали последние данные, переданные аппаратом «Кассини» перед завершением его миссии, которые показали, что кольца Сатурна образовались около 200 млн лет назад.

Кольца Сатурна представляют собой систему плоских концентрических образований, состоящих из пыли и льда. Диаметр самого широкого кольца, кольца А, составляет 273 000 км, а толщина — около 1,5 км. Со времени открытия колец Галилео Галилеем в 1610 году ученые выдвигали разные гипотезы относительно того, как и когда образовались эти удивительные объекты.

Согласно одной гипотезе, кольца появились у Сатурна, когда рядом с ним проходило какое-то небесное тело (спутник Сатурна, комета или астероид). И в результате мощных приливных сил оно было разорвано на множество мелких частиц, сформировавших кольца. Согласно второй популярной теории, кольца Сатурна появились из огромного околопланетного облака, из внешних областей которого сформировались также спутники Сатурна.

Время возникновения колец также оставалось загадкой для ученых. Ранее предполагалось, что кольца могли образоваться вместе с самой планетой около 4,5 млрд лет назад. На такую гипотезу ученых натолкнуло ошибочное представление о массе вещества колец — слишком массивные кольца могли образоваться только на заре формирования Солнечной системы, когда было много протопланетного вещества. Но, как показывают данные, переданные зондом «Кассини», масса колец оказалась невелика — суммарно она составляет всего 0,4 массы спутника Сатурна — Мимаса. А такая масса, как говорят ученые, указывает на более молодой возраст колец по отношению к Сатурну.

Это же подтверждает и данные «Кассини» по состоянию самого вещества, из которого сложены кольца. Анализатор космической пыли (Cosmic Dust Analyzer), установленный на зонде, показал точную скорость и плотность потока микрометеоритов, бомбардировавших кольца, — она оказалась в 10 раз выше, чем предполагалось ранее. [ ... ]

Экзопланета Глизе 436b вновь удивила ученых

Международная команда астрономов установила, что орбита экзопланеты Глизе 436b почти перпендикулярна экваториальной плоскости звезды. Полученные результаты свидетельствуют, что планета перешла на эту орбиту недавно.

Экзопланета Глизе 436b, открытая в 2004 году, — одна из наиболее изученных. Она вращается вокруг красного карлика Глизе 436, находящегося на расстоянии 33 световых года от Солнца (название звезды означает, что она включена в Каталог ближайших звезд Глизе, а число — ее порядковый номер в каталоге), сравнима по массе с Нептуном (в 22,2 раза тяжелее Земли), имеет период обращения в 2,64 дня, состоит преимущественно из «горячего льда», имеет атмосферу из гелия и сдуваемый излучением звезды хвост, как у кометы. (Кроме того, известно, что в системе есть по крайней мере еще одна планета — суперземля Глизе 436c.)

Исследователи из Обсерватории Женевского университета (UNIGE) вместе с коллегами из Франции и США установили, что наклонение орбиты Глизе 436b составляет примерно 80°, то есть планета пролетает почти над полюсами звезды.

Эта странность дополняет другую загадку, над которой астрономы бьются в течение 10 лет: у орбиты Глизе 436b слишком большой эксцентриситет — планета вращается не по окружности, а по вытянутому эллипсу, периодически приближаясь и отдаляясь от звезды.

Обе особенности орбиты противоречат представлению, согласно которому из-за сильных приливных сил в подобных системах движение планет должно быстро стать упорядоченным. Орбиты будут становиться круглыми, а их плоскости — совпадать с экваториальной плоскостью звезды. [ ... ]