Спасибо, что вы с нами!

Обнаружены сразу две планеты, похожие на Землю

Команда астрономов из Швейцарии, Канады, Португалии и Франции открыла в созвездии Льва две экзопланеты, имеющие сходство с Землей, на которых существует потенциальная возможность зарождения жизни.

Экзопланета K2−18b была открыта в 2015 году. Она вращается вокруг звезды K2−18 — красного карлика, расположенного в созвездии Льва на расстоянии 111 световых лет от Земли. Полный оборот по орбите K2−18b делает за 33 земных дня. Как показали первые исследования, эта планета находилась в т.н. «обитаемой зоне», то есть расстояние от нее до звезды было такое, что вода на планете могла находиться в жидком состоянии.

Чтобы подтвердить пригодность планеты K2−18b для зарождения жизни, астрономы при помощи спектрографа высокого разрешения HARPS, установленного на телескопе ESO в Чили, вычислили массу и радиус планеты. Масса K2−18b оказалась в несколько раз больше земной. Затем на основании полученных данных ученые смогли установить точную плотность вещества, входящего в состав планеты. Оказалось, что K2−18b имеет плотную, а не газовую структуру: это каменистая планета с наполненной газами атмосферой, что делает ее похожей на Землю и дает астрономам надежду на обнаружение жизни.

Но, как оказалось, к удивлению исследователей, рядом с открытой экзопланетой вокруг этой же звезды вращается еще одна планета, получившая название K2−18c. Вычислить ее удалось, когда астрономы кроме приходящего от планеты K2−18b сигнала периодичностью в 33 дня зафиксировали еще один — с периодом в девять дней. Тщательный анализ полученных сигналов показал, что они исходят от еще одной планеты, также очень похожей на Землю. Она была твердой и имела массу, сравнимую с земной. За ее схожесть с нашей родной планетой астрономы назвали K2−18c «суперземлей». Правда, плохая новость состоит в том, что K2−18c находится слишком близко от звезды и высокая температура на ее поверхности может стать преградой для возникновения жизни.

По словам ученых, им требуется больше данных о вновь открытых планетах, чтобы сформировать четкое представление о них. С этой задачей должен справиться новый космический телескоп «Джеймс Уэбб», который будет запущен на орбиту в 2019 году. С помощью него астрономы планируют более детально изучить строение и состав атмосферы открытых экзопланет.

«Открытие внутренней планеты K2−18c еще больше подчеркивает распространенность многопланетных систем вокруг красных карликов. Характеристика плотности K2−18b показывает, что планета, вероятно, имеет толстую газовую оболочку, которая, наряду с ее близостью к солнечной системе, делает планетарную систему K2−18 интересным объектом для исследования атмосфер экзопланет», — пишут авторы работы.

Исследование опубликовано в журнале Astronomy and Astrophysics.

Ранее еще одну потенциально обитаемую экзопланету — Ross 128 b — обнаружили в созвездии Девы.