Обнаружено 11 молодых звезд в опасной близости от гигантской черной дыры

Команда астрономов из Австралии и США с помощью радиотелескопов ALMA обнаружила в центре Млечного Пути признаки 11 молодых звезд, которые формируются очень близко от сверхмассивной черной дыры.

В центре Млечного Пути расположена открытая в 2002 году огромная черная дыра Стрелец А* (Sgr A*). Ее масса составляет 4,31 ± 0,36 миллионов масс Солнца, а диметр — 12 световых часов. Вблизи черной дыры ученые ранее обнаружили гигантское молекулярное облако Sagittarius B2, которое, по данным российских астрономов, является источником мощного рентгеновского излучения, что предполагает недавнюю высокую световую активность черной дыры Sgr A*.

В новом исследовании команда астрономов наблюдала за центром Галактики при помощи комплекса радиотелескопа ALMA (Atacama Large Millimeter Array), расположенного в чилийской пустыне Атакама. Галактический центр Млечного Пути расположен примерно в 26 000 световых лет от Земли в направлении созвездия Стрельца. Ранее у ученых возникали трудности по изучению этой области космоса, так как массы межзвездной пыли затемняли центр Галактики, скрывая его от оптических телескопов. Радиотелескопы ALMA стали способны справиться с этим препятствием, проникая сквозь эту пыль и регистрируя радиоволны разного диапазона.

До недавнего времени считалось, что область космического пространства вблизи черной дыры из-за экстремальных условий мало подходит для формирования новых звезд. Но, как показали наблюдения, это не так. Данные ALMA зафиксировали явные признаки 11 масс молодых звезд, образующихся в опасной близости, всего в трех световых годах, от сверхмассивной черной дыры. Все ранние предположения утверждали, что на этом расстоянии приливные силы, порождаемые черной дырой, должны были разрывать облака пыли и газа, прежде чем они смогут начать звездообразование.

Обнаруженные молодые звезды представляют собой протозвезды — промежуточный этап между плотным облаком газа и молодой, сияющей звездой. Открытие этих протозвезд, по словам ученых, свидетельствует о том, что условия, необходимые для рождения маломассивных звезд, могут существовать даже в одной из самых неспокойных областей нашей Галактики. И возможно, в подобных местах во всей Вселенной. Данные ALMA показывают, что открытым протозвездам около 6000 лет. И это стало еще одним большим сюрпризом для астрономов — они зафиксировали самый ранний этап формирования звезд в агрессивной среде вблизи черных дыр.

Исследование опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters.

Ранее российские астрономы с иностранными коллегами выяснили, что звезды — белые карлики — могут сжиматься.