ДрозофилаKatja Schulz, some rights reserved (CC BY 2.0)

Дрозофилы держат в узде своих детей-каннибалов при помощи феромонов

Феромоны содержатся в специальном восковом покрытии, которое маскирует собственные запахи яиц

Большинство яйцекладущих животных маскирует свои кладки визуально для защиты от хищников. Но мухам-дрозофилам этот вариант не подходит, поскольку главными врагами для будущих детей является предыдущее поколение детей — подросшие личинки-каннибалы. Ученые заметили, что несмотря на то, что мухи откладывают яйца большими группами, личинки почти не питаются яйцами. И нашли этому объяснение: оба родителя покрывают кладку восковой пленкой, пропитанной феромонами. Только действуют они на личинок не так, как на взрослых: не привлекают, а отпугивают.

Плодовые мушки дрозофилы откладывают яйца целыми группами. Это позволяет выбрать удобное место и охранять его от возможного нападения хищников. Но при такой стратегии дрозофилы, однако, сталкиваются с проблемой каннибализма в рядах своих же чад. Из яиц вылупляются хищные личинки, которые, если вовремя не принять меры, пожирают еще не развившиеся яйца. Такие, внутренние, враги опаснее внешних, поскольку от них нельзя скрыться (они развиваются в той же кладке, что и все) и их невыгодно травить токсинами — они все-таки тоже дети и впоследствии могут вырасти в полноценных мух.

Международная группа ученых исследовала механизмы, которые мешают старшим детям мух пожирать младших. Они обнаружили, что личинки поедают только поврежденные кладки, а целые не трогают. Оказалось, что дело в тонком поверхностном слое: если его снять или растворить, то даже целые живые кладки оказываются добычей личинок.

Этот слой в основном состоит из воска, который непроницаем для воды. В отсутствие его яйца «протекают» и на их поверхности появляются капли жидкости. Возможно, вместе с жидкостью сквозь оболочку просачивается и собственный запах яиц, который притягивает хищных личинок. Таким образом, поверхностный слой может работать как маскировка.

Читайте также: Не менее экстравагантны методы, которыми обеспечивают благоденствие своего потомства голые землекопы. Они едят экскременты царицы, чтобы воспылать к детям заботой

При подробном анализе защитного покрытия среди молекул воска ученые нашли несколько типов феромонов. Раньше считалось, что мухи обмазывают ими яйца, чтобы те прочнее держались вместе в кладке, но, кажется, их функции этим не ограничиваются. Главным отпугивателем личинок был признан 7,11-гептакозадиен (7,11-HD): даже небольшие его концентрации предотвращали поедание яиц.

«Протекающая» кладка яиц дрозофилы, защитное покрытие которой нарушеноRoshan K. Vijendravarma

Личинки распознают его тем же рецептором феромонов, что и взрослые особи. Этот рецептор кодирует ген ppk23, и мутанты по нему (то есть личинки, лишенные рецептора) поедали любые кладки яиц, которые попадались на их пути. Другие же органы чувств (вкусовые и обонятельные рецепторы) в отпугивании не участвуют: если лишить личинку соответствующих генов, ее поведение не изменяется. Действие 7,11-HD распространяется и на другие источники пищи: если «надушить» им дрожжи — еще одну любимую еду личинок, то и они теряют свою привлекательность.

Таким образом, дрозофилы обеспечивают выживание своих детей сразу несколькими способами: защитный слой прячет собственный запах яиц, мешает им высыхать, а «встроенные» феромоны отталкивают хищников. Это редкий пример химической маскировки в животном мире, которая, в отличие от визуальной, пока что практически не изучена.