Новый российский наноспутник успешно сдал экзамен

Успешные летные испытания наноспутника, работающего на новых технологиях, разработанных в холдинге «Российские космические системы», сделали его конструкцию типовой основой для будущих проектов.

Наноспутниками называют космические аппараты весом менее десяти килограммов. Они уступают в весе своим «старшим братьям». Так, для сравнения, спутник системы ГЛОНАСС весит около тонны, а российский аппарат дистанционного зондирования Земли «Ресурс-П» — около шести тонн. Наноспутник, выведенный на орбиту с МКС 17 августа 2017 года, успешно завершил стадию летных испытаний и перешел к периоду штатной эксплуатации, говорится в сообщении компании.

Технологический наноспутник — ТНС-О № 2, разработанный специалистами холдинга «Российские космические системы» (РКС), представляет собой платформу, оснащенную системой связи, солнечной батареей и системой ориентации. Основой его конструкции служит интегрированная бортовая информационная система (ИБИС), следящая за температурой системы, расходом энергии и исправлением неполадок. Корректировать программную архитектуру ИБИСа можно с Земли, что не всегда возможно даже для систем больших космических аппаратов. Общий вес наноспутника составляет четыре килограмма, так что его довольно легко производить и просто выводить на орбиту.

Наноспутник — результат работы, начавшейся в РКС еще в 80-х годах прошлого века, когда на орбиту были выведены первые космические аппараты малых размеров. После перерыва в 90-х в нулевых работы были продолжены, и ТНС-О № 1, весом пять килограммов, испытанный в 2005-м, стал предпосылкой настоящего проекта.

На сегодня можно сказать, что задумка инженеров из РКС по разработке унифицированной спутниковой платформы удалась. Как сама платформа, так и приборы, установленные на ней, проработали четыре месяца без сбоев. Спутниковой платформой уже заинтересовались специалисты из НИИ ядерной физики МГУ, которые оснастили бы ее своими приборами для исследования ионосферы. Также ученые из Института медико-биологических проблем готовы к сотрудничеству: их интересует влияние факторов космического пространства на образцы биологического материала.

Проект наноспутника допускает 6 кг полезной нагрузки. Это общий вес приборов, которые могут быть установлены на платформу. ТНС-О № 2 был оснащен аппаратурой для определения местоположения космического аппарата по сигналу ГЛОНАСС, солнечными датчиками, определяющими ориентацию объекта относительно центров масс (Солнца, Земли, удаленных звезд), бортовым вычислителем и системой электропитания. Все эти приборы показали высокую эффективность работы в условиях перепада температур и космической радиации, то есть прошли летную классификацию. Теперь они могут быть использованы на «больших» космических аппаратах.

Во время испытаний также был собран телеметрический материал, который вместе с показаниями магнетометра — прибора, чувствительного к магнитному полю Земли, — очень пригодился специалистам Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. Они смогли опробовать программную модель активной системы ориентации космического аппарата на орбите на экспериментальных данных.

Специалисты РКС говорят, что успех ТНС-О № 2 — это появление в России надежной платформы для аппаратов нанокласса, а это означает снижение затрат на отработку в космосе новых технологий и проведение научных экспериментов.

Ранее холдинг «Российские космические системы» завершил ввод в эксплуатацию и отладку систем Восточного командно-измерительного пункта (ВКИП) для сбора и обработки информации на новом космодроме Восточный.