Новый потенциальный антибиотик нашли в грязи

Генетики из Университета Рокфеллера выделили из образцов почвы антибактериальное вещество, которое имеет большой потенциал в качестве нового антибиотика.

Несмотря на широкую доступность антибиотиков, а в некоторой степени и благодаря этому, инфекционные заболевания остаются ведущей причиной смерти во всем мире. И если арсенал медиков не будет пополняться новыми эффективными антибактериальными средствами, смертность от неизлечимых инфекций возрастет более чем в 10 раз к 2050 году. Из-за уникальной способности обмениваться генами бактерии передают друг другу гены устойчивости к антибиотикам, что сделало многие инфекции тяжело поддающимися лечению. Не случайно ВОЗ определила устойчивость к антибиотикам одной из главных угроз человечеству.

Поэтому многие ученые во всем мире находятся в постоянном поиске эффективных средств против бактерий. В новом исследовании команда ученых открыла еще одно природное соединение, которое может стать антибиотиком. Для этого волонтеры собрали 2000 образцов почв на территории США, как сказано в их отчете, «из экологически и географически разнообразных сред». Ученые сосредоточились на поиске генетических последовательностей, характерных для кальций-зависимых антибиотиков. Кальций способствует разрушению стенки бактериальных клеток, что и убивает бактерию. В геноме почвенных микроорганизмов, которые борются с паразитами кальций-зависимым веществом (проантибиотиком), должны присутствовать гены, кодирующие характерный консервативный мотив, состоящий из аминокислот: Asp-X-Asp-Gly.

С помощью специально разработанного метода по поиску биосинтетических генных кластеров (BGCs), которые кодируют эти кальций-связывающие мотивы, ученым удалось обнаружить нужную генетическую последовательность, и они выделили вещество малацидин.

Чтобы проверить эффективность малацидина, его действие испытали на подопытных животных. Малацидин ввели лабораторным крысам, зараженным одним из самых устойчивых и распространенных патогенных штаммов — метициллинрезистентным золотистым стафилококком (MRSA). Новый антибактериальный препарат показал хорошую эффективность против MRSA. И, что немаловажно, бактерии при повторных применениях не смогли выработать устойчивости к нему. Теперь новому антибиотику предстоят клинические испытания, после чего уже будет возможно его широкое применение врачами.

Исследование опубликовано в журнале Nature Microbiology.

Напомним, недавно микробиологи нашли у бактерий 76 новых генов антибиотикорезистентности, так что тем, кто ищет новые методы борьбы с бактериальными инфекциями, стоит поторопиться.

Новое средство против психоза при болезни Альцгеймера показало эффективность

Ученые из Медицинской школы Эксетера испытали новый препарат для облегчения симптомов психоза при болезни Альцгеймера, который не обладает побочными эффектами традиционных антипсихотиков.

Болезнь Альцгеймера — хроническое, постоянно прогрессирующее заболевание, которым на данный момент страдают 45 млн человек во всем мире. Из них от 25 до 50% страдают психозом — слуховыми и зрительными галлюцинациями и делюзиями. Без лечения галлюцинации становятся периодическими.

Антипсихотики, которые используются сейчас для устранения симптомов психоза, обладают серьезными побочными эффектами: вызывают сонливость, частые случаи падений больных и инсульты, к тому же из-за них деменция развивается быстрее, а эффект от них слабый. На данный момент ни один препарат не признан безопасным и эффективным для лечения психозов при болезни Альцгеймера.

Британские медики провели двойное слепое плацебо-контролируемое рандомизированное исследование нового препарата, который применяется для купирования психозов при болезни Паркинсона, — пимавансерина. В отличие от других антипсихотиков пимавансерин обладает иным механизмом действия: он блокирует специфический рецептор THT2A в головном мозге. Исследование показало, что препарат эффективно снижает симптомы психоза, не обладая побочными эффектами других антипсихотиков.

Исследование проводилось в 133 домах престарелых Великобритании. Были отобраны люди (181 человек), которые не получали антипсихотики, но в течение двух недель до начала исследования испытывали галлюцинации или делюзии. 90 человек получали пивансерин, а 91 — плацебо. Состояние больных оценивали по специальной шкале. [ ... ]

В развитых странах женщины реже становятся математиками или программистами

Британские исследователи обнаружили в странах с высоким уровнем гендерного равенства сравнительно меньший процент женщин, имеющих математическое, техническое или инженерное образование.

Удивительно, но в таких странах, как Албания и Алжир, процент женщин-программистов, инженеров и математиков выше, чем, например, в скандинавских странах. По предположению сотрудников Городского университета Лидса, в странах с меньшим уровнем гендерного равенства и социальной поддержки больше женщин предпочитают карьеру в высокооплачиваемых технических областях.

Чтобы подтвердить свою гипотезу, британские исследователи использовали данные о 475 тысячах подростков из 67 стран мира и обнаружили, что в целом успехи в математических и естественных науках выше все-таки у мальчиков. Выдающиеся показатели в усвоении предметов STEM (science, technology, engineering and mathematics) у девушек связаны с более высокими успехами по всем предметам в целом. Универсальным для всех стран был меньший интерес девочек к точным наукам. Зачастую девушки, имеющие хорошие знания по точным наукам, предпочитают экономическую или гуманитарную специальность.

Ученые рассчитали процент девушек, которые имеют достаточно высокие баллы по математическим и естественным наукам в школе, и количество бакалавров и магистров в областях STEM. Во всех странах существует диспропорция: обладательниц дипломов по техническим специальностям меньше, чем имеющих способности к точным наукам. Но этот разрыв оказался больше в странах с высоким уровнем гендерного равенства. Так, в Великобритании только 29% выпускников университетов по STEM-специализации — женщины, в то время как почти половина британских девушек имеет достаточный уровень способностей и знаний, чтобы выбрать обучение по технической или естественно-научной дисциплине в высшей школе.

Страны с высоким индексом гендерного равенства, как правило, также являются государствами всеобщего благосостояния, обеспечивающими высокий уровень социальной защиты своих граждан. Используя данные ЮНЕСКО об общей удовлетворенности жизнью, исследователи обнаружили, что в странах с высоким уровнем гендерного равенства граждане чаще довольны своей жизнью с точки зрения экономических возможностей. [ ... ]

В Томске разработали хранилище big data для промышленности

Томская компания «Атомик Софт» разработала хранилище, ставшее частью программной платформы для автоматизации технологических и производственных процессов. Оно позволяет обрабатывать данные с высокой скоростью.

Современное промышленное предприятие генерирует огромные объемы данных, которые нужно сохранять и оперативно обрабатывать. Производства — основные заказчики систем по работе с big data. Томская компания «Атомик Софт» разработала систему Alpha. Historian для работы в условиях большого объема данных и высокой нагрузки, характерных для крупных промышленных предприятий.

Название системы отсылает к специфическому для промышленности термину, связанному с большими данными: всю информацию о происходящих производственных процессах называют «историей». Ее сохранение и обработка важны для визуализации процессов, решения аналитических задач и разбора нештатных ситуаций. В зависимости от возможностей и потребностей предприятия историю необходимо хранить от года до 15 лет.

Alpha.Historian также предоставляет данные по запросу пользователей и систем. Продукт спроектирован и реализован таким образом, что глубина хранения истории не влияет на производительность предоставления данных. Информация может храниться три, пять или десять лет.

«За счет высокой производительности и сжатия данных мы можем сохранять полную картину процессов без искажений, которые привносят любые алгоритмы фильтрации. В Alpha. Historian картина для последующего анализа данных сохраняется именно такой, какой она была в реальности», — поясняет технический директор компании «Атомик Софт» Кирилл Силкин. Его слова приводятся в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Чердака». [ ... ]