Новый метод помог российским астрономам изучить два приближающихся к Земле астероида

До сих пор спектрополяриметрия никогда не применялась для изучения этих потенциально смертоносных тел.

Ученые из Специальной астрофизической обсерватории РАН и Института прикладной астрономии РАН исследовали астероиды 2009 DL46 и 1994 UG в поляризованном свете. Благодаря этому им удалось установить параметры обоих этих тел. Данная информация крайне полезна, так как оба астероида периодически сближаются с Землей и потенциально могут угрожать столкновением. Соответствующая статья опубликована в Астрофизическом бюллетене.

На сегодня основные способы исследования астероидов с помощью телескопов — это традиционная фотометрия и спектроскопия. С их помощью судят о составе астероида и его поверхности. Авторы новой работы применили редко используемый в астрономии поляризационный метод. Он основан на измерении степени поляризации света и угла поворота плоскости поляризации света при его прохождении или отражении в среде оптически активных веществ. Ученые использовали данные наблюдений за обоими астероидами, полученные посредством универсального спектрографа SCORPIO-2, установленного в первичном фокусе шестиметрового телескопа БТА Специальной астрофизической обсерватории РАН на Северном Кавказе.

Для астероида 2009 DL46, проходившего в момент наблюдений на расстоянии около 33 миллионов километров от Земли, удалось замерить изменение степени поляризации света каждые 30 минут с 2−3 до 14 процентов. Вместе с другими параметрами поляриметрии это означает: вращающийся с периодом в 2,5 часа астероид имеет неравномерную шероховатую поверхность.

Наблюдения другого астероида, 1994 UG, велись в 10 миллионах километрах от Земли. Такой ярко выраженной неоднородности поверхности, как у первого тела, найти не удалось, однако поляриметрия показала, что 1994 UG имеет поверхность, типичную для астероидов класса S. Так называют «кремниевые», каменные по своему составу астероиды (в их составе высока доля силикатов), к которым относится примерно одна шестая всех известных астероидов. Характеристики поверхности 1994 UG оказались близки по поляризационным свойствам к поверхности морей Луны.

Следует отметить, что до сих пор поляриметрические исследования такого характера к околоземным астероидам не применялись, то есть работа дала не просто новые данные о двух конкретных и потенциально опасных телах, но и показала перспективность спектрополяриметрии для изучения всего класса сближающихся с Землей астероидов.

Рост случаев детского аутизма объяснили эпидемией сахарного диабета у матерей

Сахарный диабет 1-го типа у женщин в наибольшей степени повышает риск развития расстройств аутистического спектра у их детей.

Исследователи из медицинского центра Kaiser Permanente (США, штат Калифорния) и Южно-Калифорнийского университета показали, как наличие у матери диабета 1-го типа влияет на риск развития расстройств аутистического спектра (РАС) у ее ребенка. Они выяснили, что эта разновидность диабета, как и другие, значительно повышает вероятность РАС. Научная статья опубликована в Journal of American Medical Association (JAMA).

Известно, что наличие гестационного сахарного диабета (возникает после двадцатой недели вынашивания плода у ранее здоровой женщины), а также сахарного диабета 2-го типа (выявленного еще до беременности) повышает вероятность рождения ребенка с расстройствами аутистического спектра. Однако влияние сахарного диабета 1-го типа на развитие нервной системы плода не было изучено. Поэтому калифорнийские исследователи проверили, существует ли связь между этим заболеванием у матерей и риском развития РАС у их будущих потомков.

Для этого они собрали данные по детям, рожденным с 1995 по 2012 год в учреждениях медицинского центра Kaiser Permanente. За состоянием каждого ребенка следили до 31 декабря 2017 года. В случае постановки диагноза «расстройство аутистического спектра» или смерти наблюдение заканчивалось раньше. При обработке информации учитывали год рождения ребенка, его пол, а также возраст и национальность матери, уровень ее дохода и образования, наличие у нее других детей и заболеваний сердца, легких, почек и печени. С 2006 года также вели учет индекса массы тела (ИМТ) женщин и того, курили ли они во время беременности и принимали ли в этот период лекарства против сахарного диабета.

Всего в исследовании приняли участие 419 425 детей. Среди их матерей у 621 был диагностирован сахарный диабет 1-го типа, у 9453 — сахарный диабет 2-го типа, у 11 922 гестационный диабет начался до 26-й недели беременности, а еще у 24 505 — после этого срока. За все время наблюдений расстройства аутистического спектра диагностировали у 5827 детей. У матерей, не страдающих сахарным диабетом, дети с РАС рождались в 0,18 процента случаев (1,8 на 1000). Среди детей женщин, больных диабетом 1-го типа, встречаемость РАС была в 2,36 раза выше. У больных сахарным диабетом 2-го типа РАС страдали в 1,45 раза больше детей, чем у матерей из контрольной группы. Гестационный диабет, который проявился до 26-й недели беременности, повышал вероятность расстройств аутистического спектра в 1,3 раза по сравнению с контролем. Если болезнь возникала у женщины после 26-й недели беременности, она практически не влияла на вероятность развития РАС у ребенка. Учет индекса массы тела матерей, курения во время беременности и приема ими средств против сахарного диабета не изменил эту статистику. [ ... ]

Российские химики синтезировали железную МАХ-фазу

Ученым удалось впервые получить материал, проявляющий уникальные химические и магнитные свойства.

Российские ученые синтезировали МАХ-фазу, содержащую атом железа. Такие материалы отличаются невероятным сочетанием свойств, зачастую объединяя в себе характерные особенности одновременно и металлов, и керамики. Их всестороннее исследование лишь начинается, а магнитная МАХ-фаза с железом получена впервые в мире. Об этом сообщает пресс-релиз университета НИТУ «МИСиС», поступивший в распоряжение редакции.

MAX-фаза — это новый, недавно предсказанный и экспериментально исследованный искусственный класс тугоплавких материалов. Теория и практика их получения развиваются со второй половины ХХ века. К этой группе относят карбиды и нитриды переходных металлов в соединении с одним из элементов IIIA или IVA подгруппы Периодической системы. Их можно описать общей формулой Mn+1AXn, где М — переходный металл, А — элемент IIIA или IVA подгруппы Периодической системы, Х — углерод или азот. Как правило, они образуют слоистую гексагональную кристаллическую решетку и демонстрируют необычные сочетания химических, физических и механических свойств.

МАХ-фазы могут быть великолепными электро- и теплопроводниками, обладать высокой химической и/или температурной стойкостью, низким коэффициентом теплового расширения и т.п. Все это привлекает к ним большое внимание специалистов, хотя исследование МАХ-фаз до сих пор остается лишь на ранних шагах: до сих пор не существует полного объяснения их свойств, хотя, например, показано, что магнитные свойства им придает наличие в молекулах поздних переходных металлов (М). При этом синтез таких МАХ-фаз остается одним из самых трудных.

Анне Позняк и ее коллегам из НИТУ «МИСиС» удалось синтезировать новое стабильное магнитное соединение этого класса, содержащее железо. «Получение МАХ-фаз с включением в их структуру железа стало возможным благодаря многократным попыткам синтеза материала при различных температурно-временных параметрах плазменно-искровым спеканием, с одновременным изучением фазового состава, структуры и определением предела растворимости, детальным анализом результатов эксперимента и выявлением кинетики процессов спекания в сложных карбидных системах», — пояснила Позняк пресс-службе НИТУ «МИСиС». [ ... ]

Глобальное потепление парадоксально повлияло на Русскую равнину

Примерно на половине ее территории деградация почв из-за водной эрозии уменьшилась, а на половине — возросла.

Ученые из МГУ им. М.В. Ломоносова и Казанского федерального университета изучили последствия глобального потепления для эрозии почв сельскохозяйственных земель в европейской части России. Оказалось, что в лесной зоне она заметно ослабела, в то время как в степной — напротив, выросла. Причина этого — в уменьшении разовых, пиковых стоков вод в лесах и их увеличение в степях. Соответствующая статья опубликована в Land Degradation & Development.

Авторы новой работы с помощью моделирования на основе большого объема регулярно собираемых данных оценили изменения в скорости эрозии почв на Восточноевропейской равнине. В европейской части России она в основном определяется водной эрозией, которая напрямую зависит от глобального потепления.

Исследователям удалось показать, что водная эрозия в лесной зоне Восточноевропейской равнины в 1980—2012 годах резко упала — с 7,3 тонны потерянной почвы на гектар в год до 4,1 тонны на гектар в год. Хотя частично за снижение эрозии отвечало запустение бывших сельхозземель (возделываемые земли в России пашут, а после пахоты они сильно уязвимы для эрозии), в большей степени этому падению способствовало глобальное потепление. Из-за него резко уменьшились пики водности весной. Дело в том, что весеннее таяние снегов стало заметно менее масштабным событием. В 1980 году оттепели среди зимы были редкостью, а в 2012 году — едва ли не нормой. В оттепели снег подтаивал, поэтому его скопление к началу весны стало куда меньше, чем было в прошлом.

В степной зоне скорость водной эрозии несколько возросла — с 3,9 тонны до 4,6 тонны почвы на гектар. Парадоксально, но здесь тоже причина была целиком в последствиях глобального потепления. Чем выше температура на планете, тем выше испаряемость и, соответственно, больше осадков. Рост осадков в степи часто происходит в виде сильных летних ливней, смывающих часть почвы. [ ... ]