Новый метод помог российским астрономам изучить два приближающихся к Земле астероида

До сих пор спектрополяриметрия никогда не применялась для изучения этих потенциально смертоносных тел.

Ученые из Специальной астрофизической обсерватории РАН и Института прикладной астрономии РАН исследовали астероиды 2009 DL46 и 1994 UG в поляризованном свете. Благодаря этому им удалось установить параметры обоих этих тел. Данная информация крайне полезна, так как оба астероида периодически сближаются с Землей и потенциально могут угрожать столкновением. Соответствующая статья опубликована в Астрофизическом бюллетене.

На сегодня основные способы исследования астероидов с помощью телескопов — это традиционная фотометрия и спектроскопия. С их помощью судят о составе астероида и его поверхности. Авторы новой работы применили редко используемый в астрономии поляризационный метод. Он основан на измерении степени поляризации света и угла поворота плоскости поляризации света при его прохождении или отражении в среде оптически активных веществ. Ученые использовали данные наблюдений за обоими астероидами, полученные посредством универсального спектрографа SCORPIO-2, установленного в первичном фокусе шестиметрового телескопа БТА Специальной астрофизической обсерватории РАН на Северном Кавказе.

Для астероида 2009 DL46, проходившего в момент наблюдений на расстоянии около 33 миллионов километров от Земли, удалось замерить изменение степени поляризации света каждые 30 минут с 2−3 до 14 процентов. Вместе с другими параметрами поляриметрии это означает: вращающийся с периодом в 2,5 часа астероид имеет неравномерную шероховатую поверхность.

Наблюдения другого астероида, 1994 UG, велись в 10 миллионах километрах от Земли. Такой ярко выраженной неоднородности поверхности, как у первого тела, найти не удалось, однако поляриметрия показала, что 1994 UG имеет поверхность, типичную для астероидов класса S. Так называют «кремниевые», каменные по своему составу астероиды (в их составе высока доля силикатов), к которым относится примерно одна шестая всех известных астероидов. Характеристики поверхности 1994 UG оказались близки по поляризационным свойствам к поверхности морей Луны.

Следует отметить, что до сих пор поляриметрические исследования такого характера к околоземным астероидам не применялись, то есть работа дала не просто новые данные о двух конкретных и потенциально опасных телах, но и показала перспективность спектрополяриметрии для изучения всего класса сближающихся с Землей астероидов.

Астроном-любитель из Петрозаводска открыл «перекошенную» ультракомпактную шестипланетную систему

Вероятно, история ее формирования разительно отличалась от сценария Солнечной системы.

Международная группа астрономов, в которую входил и астроном-любитель из Петрозаводска Иван Терентьев, открыла компактную систему из шести планет у оранжевого карлика в 254 световых годах от Земли. Она выглядит очень необычно, что указывает на возможность разных вариантов эволюции многопланетных систем. С текстом соответствующей статьи можно ознакомиться на сервере препринтов Корнелльского университета.

Авторы исследования использовали эшелле-спектрограф Обсерватории имени Уиппла (Аризона, США), а также данные миссии К2 (космический телескоп «Кеплер» после поломки и соответствующего падения параметров) для исследования окрестностей звезды EPIC 248 435 473. В результате им удалось найти там признаки наличия шести планет. Статус четырех уже подтвержден, еще две требуют дополнительного подтверждения.

Все шесть планет расположены исключительно компактно: период их вращения вокруг своей звезды колеблется от 16 часов до 56,7 земных суток, то есть в Солнечной системе все бы они уместились внутри орбиты Меркурия. Соответственно, они лежат вне зоны обитаемости, поскольку там должно быть слишком жарко.

В принципе не исключено, что в системе есть и более далекие от звезды планеты, но современными телескопами выявить их там сложнее (чем дальше планета от своей звезды, тем тяжелее ее найти). Планеты довольно крупные: ближайшая к звезде — в 2,8 раза больше Земли, вторая имеет радиус в 0,58 от земного, третья — в 0,64, четвертая — в 2,6, пятая — в 2,4 и шестая — в 0,81. [ ... ]

Новосибирская голограмма поможет наблюдать расширение Вселенной

С ее помощью настроили оптику будущего космического телескопа.

Ученые из Института автоматики и электрометрии СО РАН разработали компьютерную голограмму для сверхточной настройки линз оптической системы космического аппарата Euclid, сообщает «Наука в Сибири».

Космический телескоп Euclid отправится на орбиту в 2021 году. В течение нескольких лет он проведет точные измерения красного смещения далеких галактик. Эти данные позволят лучше понять процессы, связанные с расширением Вселенной, природой темной материи и темной энергии. Аппарат создается Европейским космическим агентством (ESA), основным подрядчиком выступает итальянская компания Thales Alenia Space. Однако над различными элементами его научной аппаратуры работает большой международный консорциум ученых и разработчиков. Фотометр и спектрометр ближнего инфракрасного диапазона для Euclid изготавливает Институт внеземной физики Общества Макса Планка.

Эти инструменты будут использовать четырехлинзовый объектив немецкой компании Dioptic, которая специализируется на производстве сверхточных оптических инструментов. Для ювелирной настройки этого объектива используется цифровая голограмма. В последние годы эта технология получила широкое применение: рассчитанный на компьютере интерференционный паттерн наносится на стеклянную пластину, а его облучение лазерным лучом позволяет получить голографическую картину — точную трехмерную «модель» закодированного объекта, в данном случае линзы. Сравнение этой виртуальной линзы с реальной позволяет заметить отклонения величиной до нескольких нанометров, провести точную настройку оптической системы и контролировать ее работу.

Такую компьютерную голограмму для объектива Dioptic изготовили специалисты ИАиЭ СО РАН. «Как правило, в компьютерно синтезированных голограммах, используемых для контроля зеркал астрономических телескопов, закодирована только одна оптическая поверхность, — рассказал один из создателей голограммы, старший научный сотрудник ИАиЭ СО РАН Руслан Насыров. — В этой работе в голограмме был закодирован целый объектив, состоящий из четырех линз. С ее помощью в Институте внеземной физики Общества Макса Планка удалось собрать нужную аппаратуру и установить все линзы на свои позиции с точностью до микрона».

Российские астрономы «состарили» планеты

Оказалось, что формирование планет, в том числе небольших, начинается почти сразу после возникновения самой звезды.

Ученые из Южного федерального университета (ЮФУ), Института астрономии РАН (ИНАСАН) и Новосибирского государственного университета (НГУ) проанализировали раннюю эволюцию молодых звезд и выяснили, на какой стадии развития системы формируются ее планеты. Это позволит лучше понять структуру и строение планет как в Солнечной системе, так и за ее пределами. Исследование поддержано грантом Российского научного фонда (РНФ). Соответствующая статья направлена на публикацию в Astronomy & Astrophysics, а с ее препринтом можно ознакомиться на сайте Корнелльского университета.

Вопрос о том, как и когда формируются планеты, волнует ученых очень давно. Из астрономических наблюдений достоверно известно, что на начальном этапе вокруг молодой звезды образуется протопланетный диск — скопление космической пыли и газа. Но что происходит потом — вопрос острых споров. Одни научные группы считают, что крошечные частицы пыли, соударяясь, слипаются в крупные объекты. Если такой объект притянет к себе много газа, он превращается в газовый гигант, как Юпитер, а если нет — в каменистую планету, как Земля. Однако это медленный процесс — по расчетам, он должен начинаться в протопланетных дисках, которым хотя бы миллион лет, и где есть вероятность, что газ рассеется еще до формирования газового гиганта.

Поэтому другие научные группы отвергают этот вариант и утверждают, что газовые гиганты образуются при внезапных коллапсах в наиболее плотных и холодных областях протопланетного диска. Такой процесс прямого образования планет «схлопыванием» фрагмента газопылевого облака в миниатюре копирует возникновение звезд. Сегодня наиболее привлекательной считается первая теория, но, тем не менее, она не способна объяснить все разнообразие наблюдаемых экзопланет вне Солнечной системы. Поэтому перспективным становится поиск новых сценариев, включающих в себя элементы обеих теорий.

Чтобы проследить процесс роста пыли и формирования планеты на ранних стадиях развития, ученые использовали метод гидродинамического моделирования. В его рамках околозвездные газ и пыль рассматриваются как сжимаемые жидкости, поэтому к ним применяют стандартные уравнения гидродинамики (науки о движении жидкости). [ ... ]