Российские физики разработали новый анализатор для марсоходов

Новый компактный и легкий спектрополяриметр, созданный российскими и немецкими учеными, позволит исследовать минеральный состав поверхности далеких небесных тел, и уже скоро может отправиться на Марс.

Для минералогических исследований твердой поверхности небесных тел широко используют метод спектральных линий, при котором космические аппараты получают спектры отдельных точек объекта. Дополнительную информацию можно собрать, если параллельно регистрировать изменение плоскости поляризации света, отраженного или преломленного минералом. И, конечно, оптимальный инструмент, сочетающий эти две возможности, должен быть как можно более легким и компактным для использования на борту космических аппаратов.

В ходе своей работы доцент МГУ Сергей Потанин и его соавторы из ИКИ РАН, МИСиС и немецкой компании AdlOptica спроектировали такой спектрополяриметр, работающий в ближнем инфракрасном диапазоне. Новая оптическая схема позволит ему получать одновременно два изображения в двух перпендикулярных плоскостях поляризации, делая устройство компактнее и легче.

Физиками был создан и действующий прототип, который удалось испытать в деле, успешно протестировав образцы гипса и каолинита — минералов, которые используются для моделирования спектральных характеристик лунной и марсианской поверхности. Ученые надеются, что в будущем такие инструменты станут популярным инструментом георазведки для планетоходов: они компактнее и легче существующих аналогов.

«Главный результат работы заключается в разработке и создании опытного образца спектрополяриметра для исследования каменных пород, — сказал Сергей Потанин в интервью пресс-службе МГУ. — Предлагается использовать такой прибор в программе исследования планеты Марс — миссии ExoMars».

Описание инструмента и результаты его испытаний приводятся в статье, опубликованной журналом Optics Express.

Ранее американские инженеры сделали из материала, похожего по своим свойствам на марсианский грунт, небольшие блоки — для этого не потребовались вода и какие-то дополнительные ингредиенты или печи для обжига.