Новосибирские ученые создали новые вакцины против оспы

Ученые из Института цитологии и генетики СО РАН и Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии Роспотребнадзора «Вектор» создали вакцины, способные защитить мышей от вируса эктромелии, родственного вирусу натуральной оспы (VARV).

Вирусологи создали два вида вакцин. Один состоял из пяти фрагментов ДНК вируса натуральной оспы (VARV), кодирующих его антигены — молекулы на поверхности вирусных частиц. Второй представлял собой ДНК вируса осповакцины (VACV), из которой удалили шесть генов, чтобы вирус не вызывал заболевание.

Оба варианта проверили на мышах. Одним животным ввели первую, а затем вторую вакцины. Другим ввели только второй вариант вакцины, зато дважды. Затем мышей заразили вирусом эктромелии. Это довольно близкий родственник вируса натуральной оспы, но для людей он безвреден. Однако и вакцинированные мыши, получившие 150 смертельных доз вируса эктромелии, остались живы. А это значит, что у грызунов обеих групп вакцины сработали.

Натуральная оспа — вирусное заболевание, в большинстве случаев смертельное. Вакцинацию против него впервые в Европе стал проводить британский врач Эдвард Дженнер в конце XVIII века. В 1980 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила об уничтожении натуральной оспы. Однако вызывающий ее вирус еще хранится в исследовательских лабораториях двух стран — России и США. Считается, что это нужно для создания методов противодействия биологическому оружию на его основе.

В настоящий момент вакцинация против натуральной оспы не проводится. Однако нет стопроцентной гарантии, что это заболевание не вернется. Доля людей с иммунной защитой от вируса натуральной оспы и родственных ему неуклонно падает со временем. А это значит, что вероятность масштабных потерь в результате вспышки натуральной оспы постоянно растет. Поэтому создание вакцин против ее возбудителя остается актуальным.

Научная статья опубликована в журнале Acta Naturae.

Ранее ученые создали растительную вакцину против полиомелита.