Российские ученые синтезировали новые противоопухолевые средства

Российским химикам удалось модифицировать антибиотик гелиомицин для создания новых противоопухолевых лекарств. Потенциальная эффективность таких соединений подтверждена экспериментами на культурах опухолевых клеток.

Гелиомицин был выделен из грибов-актиномицетов и внедрен в медицинскую практику в московском НИИ по изысканию новых антибиотиков имени Г. Ф. Гаузе еще в 1950-х годах. Не так давно у него было обнаружено и противоопухолевое действие, изучением которого занималась большая команда ученых из России и других стран.

На основе молекулы гелиомицина профессор Российского химико-технологического университета (РХТУ) Андрей Щекотихин и его соавторы сумели синтезировать ряд новых соединений с потенциально большей противоопухолевой эффективностью.

По словам одного из участников работы, сотрудника химфака МГУ Александра Штиля, работа заключалась в оптимизации химической структуры и исследовании новых свойств, предсказать которые заранее сегодня еще слишком сложно. Авторам удалось получить 17 новых аминометилированных производных с большей растворимостью в воде, чем у самого гелиомицина, плохая растворимость которого сильно ограничивает его применение.

Эксперименты на культурах раковых клеток печени подтвердили противоопухолевое действие самого гелиомицина и испытанных производных. Ученые продемонстрировали, что некоторые из них воздействуют на белки — участники работы механизмов окислительного стресса — и запускают контролируемую гибель раковых клеток в результате апоптоза. Одно из новых веществ демонстрировало высокое сродство к ДНК и ингибированию топоизомеразы 1, что делает его наиболее перспективным кандидатом для создания новейших противоопухолевых средств.

О работе ученые рассказывают в статье, опубликованной в European Journal of Medicinal Chemistry.

Ранее дальневосточные биологи выделили из глубоководного существа экстракт, останавливающий раковые клетки.