В распространенной кишечной бактерии нашли гены ботулотоксина

Американские ученые открыли, что одна из распространенных бактерий вида Enterococcus приобрела гены, позволяющие ей вырабатывать ботулинический нейротоксин.

Ботулизм — тяжелое заболевание, поражающее нервную систему. Около половины случаев заражения ботулизмом оканчиваются летальным исходом. Как видно из названия этого заболевания (от лат. botulus — колбаса), основной причиной его возникновения являются пищевые продукты, зараженные бактериями, несущими очень ядовитый ботулинический нейротоксин. До недавнего времени считалось, что носители этого токсина — исключительно бактерии вида Clostridium botulinum, у которых было описано наличие восьми разных видов ботулотоксинов. Но обнаруженный недавно девятый вид вызвал большое недоумение у ученых.

Ученые проводили исследование, посвященное проблеме передачи устойчивых к антибиотикам бактерий от домашнего скота к людям. В ходе работы они проанализировали с помощью компьютерной программы геном одной из бактерий-энтерококков (Enterococcus faecium). Ее выделили из коровьих фекалий на ферме в Южной Каролине. Энтерококки как вид чрезвычайно распространены в живой природе и присутствуют в нормальной микрофлоре пищеварительного тракта многих млекопитающих, в том числе и человека. Компьютерный анализ генома E. faecium показал наличие в нем генетической последовательности нового ботулинического токсина, который получил название BoNT / En.

К большому удивлению ученых, токсин представлял собой полный набор «химического оружия» бактерий: вместе с ним в геноме бактерии были обнаружены и специальные белки, защищающие токсин от деградации в желудочно-кишечном тракте. Но исследователи пока с осторожностью высказываются о болезнетворном потенциале энтерококка с новым токсином. Эксперименты на животных показали, что пока его способность вызывать ботулизм невелика. Опыты с клетками человека еще впереди. Но ученых настораживает другой факт — способность бактерий передавать друг другу гены.

Анализ генома энтерококка показал, что бактерия приобрела гены ботулотоксина благодаря подвижной плазмиде. Плазмиды представляют собой участки бактериального генома, которые могут перемещаться от одной бактерии к другой и «перетаскивать» за собой гены. В том числе гены устойчивости к антибиотикам. И энтерококки как раз известны своей способностью передавать гены другим бактериям. Наличие у одного из вида энтерококков потенциально очень опасного токсина не обещает, по словам ученых, в будущем ничего хорошего.

«Это уникальное открытие ботулотоксина у вездесущей бактерии представляет серьезную проблему для здоровья человека. E. faecium находится в кишечнике человека и чрезвычайно устойчив к дезинфекции, в т.ч. больничных поверхностей. Устойчивая к антибиотикам, трудно убиваемая бактерия, несущая нейротоксин, будет наихудшим сценарием. Enterococcus играет главную роль в передаче генов в кишечнике, и это делает его потенциально очень опасным», — пишут авторы работы.

Исследование опубликовано в журнале Cell Host and Microbe.

Токсины бактерии выделяют по разным причинам, в том числе и для борьбы с родственными штаммами. Как происходит эта борьба, читайте на «Чердаке».