Новейшие российские солнечные батареи выстояли в арктических морозах

Испытания фотоэлементов совпали с началом использования солнечной энергии самыми северными территориями российской Арктики.

Солнечные батареи компании «Хевел» прошли испытания климатической камерой с предельно низкими температурами. Оказалось, что они могут работать после перепадов температур амплитудой до 145 градусов. Это показывает перспективность их применения на самых северных территориях нашей страны, где они смогут сократить потребность в доставке топлива по северному завозу. Об испытаниях сообщает пресс-релиз компании.

В ходе экспериментов солнечные батареи помещали в климатическую камеру. На первом этапе продержали 48 часов при стабильной температуре -60 градусов по Цельсию. Затем батареи подвергли термоциклированию: вначале охлаждали до -60, а потом нагревали до +85 градусов по Цельсию, и так — пятьдесят раз подряд. Все испытания соответствовали требованиям ГОСТ 9.707−81 и ГОСТ 16 350−80. Условия такого рода типичны для северных районов Арктики.

Продукция компании уже эксплуатировалась в Якутии, где зимние температуры также могут падать ниже -40 градусов по Цельсию. Однако в этот раз «Хевел» планирует разработать типовые технологические решения для энергоснабжения в Арктике — на территориях с экстремально низкими температурами. Именно для них и потребовались дополнительные испытания с многочисленными термоциклами.

Параллельно испытаниям в марте 2018 года уже началась эксплуатация самых северных солнечных батарей в России — на Земле Александры, острове архипелага Земля Франца-Иосифа. Данный остров лежит севернее 80-го градуса северной широты, а архипелаг является самой северной землей в Евразии. В постсоветский период он был покинут людьми, однако затем сюда вернулись сперва военные, а теперь и туристы. Солнечные батареи эксплуатируют сотрудники национального парка «Русская Арктика». Мощности батарей хватает не только для обеспечения бытовых электроприборов, но и для теплоснабжения объектов заповедника в весенне-летний период.

До сих пор энергоснабжение в Арктике велось за счет дизель-генераторов, топливо для которых завозится сюда ледоколами один-два раза в год. Себестоимость киловатт-часа из-за этого была от 40 рублей и выше. Использование солнечных батарей позволит половину года заметно экономить топливо и резко снизить себестоимость местной электроэнергии.

Гетероструктурные солнечные батареи «Хевела» сравнительно новый продукт, выпускающийся в России только со второго квартала 2017 года. Это «бутерброд» из монокристаллического кремния (основной слой) и микроморфного кремния (с очень малым размером кристаллов). Монокристаллический слой лучше захватывает прямые солнечные лучи, а микроморфный кремний — рассеянные. Суммарное КПД таких батарей выше 20 процентов, что превосходит большинство доступных в продаже фотоэлементов. За рубежом гетероструктурные солнечные батареи тоже довольно редки, в заметных количествах их выпускает только Panasonic и с прошлого года находящаяся с ним в партнерстве Tesla. Большинство производителей солнечных батарей все еще используют более простые технологии, хотя КПД солнечных батарей при этом, как правило, ниже 20 процентов.

Освоение Арктики является одной из приоритетных задач России на ближайшие шесть лет. Развитие военных баз, добыча полезных ископаемых, научные исследования, промысловые работы, туризм и жизнь поселенцев невозможна без стабильного обеспечения этого региона электроэнергией. Задачу призваны решить строительство ПАТЭС — плавучих атомных тепловых электростанций — и развитие солнечной и других видов «зеленой» энергетики на арктических территориях.

В СПбГУ создали Shazam для птиц

Новое мобильное приложение, использующее обученную нейросеть, способно отличить пение одной птицы от другой и определить их виды.

Выпускник Санкт-Петербургского государственного университета Олег Кенунен разработал программное обеспечение на основе нейронной сети, которое поможет как любителям наблюдения за птицами, так и орнитологам-профессионалам. Об этом сообщает пресс-релиз СПбГУ.

Нейросетью называют программу, состоящую из соединенных и взаимодействующих процессоров (искусственных «нейронов»). В отличие от обычных программ она не программируется, а лишь обучается. В нейросеть отправляют входящую информацию, включающую как исходные данные, так и их классификацию. Например, как звук соловьиных (или иных) трелей, так и данные о том, что так поет соловей или какая-то другая птица. Когда в систему будет введено достаточное количество разных записей, она построит математическую связь между определенными образцами трелей и тем, какой именно вид птиц их поет. На следующем этапе в нейросеть загружают только звуки, а она должна сама оценить, кто именно их издает.

Олег Кенунен создал мобильное приложение на основе такой нейросети с двумя основными целями. Первая — помощь орнитологам-любителям, вторая — автоматизация работы орнитологов-профессионалов. Сегодня так называемый бёрдвотчинг (от английских слов bird — птица, watching — наблюдение) является массовым хобби на Западе. В США до 20 процентов взрослого населения время от времени им занимаются. Однако если увидеть поющую птицу сравнительно просто, то точно определить ее вид гораздо сложнее. Как правило, расстояние до нее велико, к тому же птицы часто прячутся в ветках. Существующие приложения для распознавания птиц делают это с помощью анализа фотографий или не основанного на нейросетях весьма грубого анализа голосов.

Новое приложение заметно отличается от всех существующих. Его клиентская часть устанавливается на мобильный телефон и лишь записывает звуковые сигналы. Затем она отправляет их серверной части программы, которая с помощью нейросети и определяет, какую конкретно поющую птицу записал мобильный клиент. Это позволяет обойти одну из главных проблем нейросетей — требовательность к вычислительным мощностям, затрудняющую их применение на смартфонах для действительно сложных задач. [ ... ]

Поздние неандертальцы оказались блюстителями «расовой» чистоты

По пока неясным причинам у людей современного типа есть гены неандертальцев, однако у самих неандертальцев следов скрещивания с людьми не обнаружено.

Исследователи из Германии с помощью новой методики смогли проанализировать ДНК пяти неандертальцев, живших 39—47 тысяч лет назад. Выяснилось, что современные люди (кроме жителей Черной Африки) скрещивались с поздними неандертальцами европейского происхождения, однако не имели сексуальных контактов с более древними алтайскими неандертальцами. Но самым удивительным оказалось то, что в ДНК самих неандертальцев следов контактов с современными людьми нет. Объяснить этот загадочный результат пока невозможно. Соответствующая статья опубликована в Nature.

Ранее ученые добивались успешного анализа ДНК неандертальцев только в четырех случаях. Причиной было то, что за десятки и сотни тысяч лет ДНК из костей этих древних людей загрязнялась генами бактерий и самих антропологов, обнаруживших кости. В новой работе авторы использовали для получения незагрязненного ДНК неандертальцев предварительную обработку образцов гипохлоритами (сильный окислитель), чтобы ликвидировать поверхностные загрязнения, а затем растирали по девять миллиграммов тканей кости или зуба неандертальца в мелкий порошок и анализировали ДНК уже из него.

Им удалось получить исчерпывающие данные по геномам пяти особей, живших на территории современных Бельгии, Франции, Хорватии и России от 39 до 47 тысяч лет назад. Оказалось, что гены неандертальцев, имеющиеся у современных европеоидов и монголоидов (у коренных африканцев их нет), происходят от группы европейских неандертальцев, к которым принадлежали все пять изученных особей. Исследованные ранее геномы неандертальцев с Алтая принадлежат к совсем иным группам. При этом алтайские неандертальцы не скрещивались с предками поздних европейских неандертальцев как минимум на протяжении 150 000 лет.

Самым неожиданным результатом работы оказалось то, что все пять изученных неандертальцев не имели никаких примесей генов людей современного типа. При этом у большинства ныне живущих представителей Homo sapiens от трех до восьми процентов генома составляет наследие поздних неандертальцев, близких к пяти изученным особям. Это значит, что каким-то образом передача генов между двумя видами была односторонней. Это по-настоящему удивительная ситуация, поскольку обычно смешение генов наблюдается у потомков обеих скрещивающихся групп. [ ... ]

Виновником злоупотреблений алкоголем и переедания у жителей севера России назвали джетлаг

Необходимость подгонять режим дня под социально приемлемый провоцирует молодых жителей республики Коми употреблять больше калорий и алкоголя.

Сотрудники Коми научного центра Уральского отделения РАН определили, какие нарушения цикла сна и бодрствования чаще всего приводят к повышенному употреблению алкоголя и высококалорийной пищи среди старших школьников и студентов городов и сел Республики Коми. Оказалось, что наибольшую роль в этом вопросе играет так называемый социальный джетлаг — необходимость подстраивать время засыпания и пробуждения под навязанный социумом режим дня. Научная статья опубликована в Biological Rhythms Research.

В исследовании приняли участие 282 человека, 53,2 процента из них — женщины. Средний возраст испытуемых составил 19 лет. Все они заполняли две анкеты: «Мюнхенский опросник для определения хронотипа» и «Опросник частоты потребления различных пищевых продуктов». Первый помогал определить, сколько часов человек спит, высыпается ли он, когда обычно ложится и в какое время встает. Во второй анкете вся пища поделена на несколько типов: хлебобулочные изделия, овощи и фрукты, мясо, кондитерские изделия, жиры и масла, алкогольные напитки и т.д.

Опрос показал, что среди молодых граждан республики Коми преобладают «совы» (им комфортно поздно ложиться и поздно вставать) и люди с социальным джетлагом. Такие результаты согласуются с полученными ранее данными. Новизна исследования в том, что в ходе него установили связь между нездоровыми пищевыми привычками и особенностями суточного режима. Среднее количество часов сна, судя по всему, не влияет на объем употребляемого алкоголя. Однако те, кто спит мало, чаще пьют кофе и чай. Немалое значение в плане питания имеет хронотип: «совы» независимо от пола употребляют больше спиртного.

Но еще больше вероятность нездоровых пищевых привычек повышает социальный джетлаг. Тем, кому из-за несовпадения принятого в обществе режима дня с их собственным приходится каждый будний день вставать через силу, чаще и больше других употребляют алкогольные напитки, жиры, масла и мясо. Такая диета далека от здорового питания. [ ... ]