Скорость бегства северного магнитного полюса из Канады в Сибирь увеличилась до 55 км в год

Такое ускорение заставило агентство NOAA внести внеплановые корректировки во Всемирную модель геомагнитного поля Земли

Американские и британские ведомства, каждые пять лет публикующие новую информацию о местоположении магнитных полюсов нашей планеты, вынуждены были выпустить внеплановый бюллетень, так как северный магнитный полюс в последние годы перемещается слишком быстро. По этим данным настраивают компасы в смартфонах, выстраивают резервную систему навигации самолетов, поэтому без срочных корректировок, сочли ученые, обойтись в 2019 году было уже невозможно. Публикацию внеплановой версии Всемирной модели геомагнитного поля Земли на месяц задержала приостановка работы правительства США, но теперь это наконец произошло.

Положение магнитных полюсов постоянно меняется, причем северный полюс перемещается быстрее, чем южный. С 1831 года, когда он был впервые отмечен на карте, полюс успел сместиться на 2300 километров в сторону Сибири. При этом скорость его движения быстро росла в последние годы: если, например, за 2000 год северный магнитный полюс сместился на 15 километров, то за последний год — примерно на 55 километров.

Национальное управление океанических и атмосферных исследований США (NOAA) вносит изменения во Всемирную модель геомагнитного поля Земли (WMM) обычно раз в пять лет, в декабре. Новый релиз должен был состояться в конце 2019 года, но ведомство выпустило внеплановый, на 10 месяцев раньше, поскольку изменения оказались слишком быстрыми.

Читайте также: Семь причин, почему смена магнитных полюсов Земли — идеальный сценарий конца света

«Внеплановое обновление данных обеспечит безопасную навигацию для коммерческих авиакомпаний, поисково-спасательных операций и иных работ, связанных с положением магнитного полюса», — говорится в сообщении ведомства. Дело в том, что навигационные компасы используют данные о магнитном склонении — разнице между географическим и магнитным меридианами в точке земной поверхности. Благодаря этой поправке компас способен показывать истинное направление на север, а не на северный магнитный полюс.

Изменения магнитного склонения Земли, вызванное миграцией северного магнитного полюсаNOAA NCEI/CIRES
Предполагается, что причины изменений кроются в процессах, происходящих в ядре нашей планеты, в движении расплавленного железа, но точных их описаний пока нет. Есть версия, что нынешнее ускорение связано с высокоскоростной струей жидкого железа в верхних слоях земного ядра под Канадой. По-видимому, эта струя сильно ослабляет магнитное поле в этом районе, и полюс перемещается в сторону Сибири, сообщает сайт журнала Nature со ссылкой на доклад специалиста по геомагнетизму Фила Ливермора из Университета Лидса на заседании Американского геофизического союза.