Новорожденные нейроны заменили мышам антидепрессант

Чтобы они повлияли на поведение животного, их нужно «подтолкнуть»

Давно известно, что большое депрессивное расстройство связано с образованием новых нейронов в мозге (по крайней мере, у мышей): чем тяжелее симптомы, тем меньше новых поступлений. Однако все еще неясно, как «свежие» нейроны помогают мозгу удержаться на плаву. Группа ученых из Чикаго предположила, что дело не в количестве, а в качестве, точнее в активности этих клеток. Исследователи выборочно «включали» и «выключали» недавно образовавшиеся нейроны в мозге взрослых мышей и показали, что активность этих клеток сама по себе аналогична антидепрессанту. А значит, можно придумать новый способ помочь пациентам с депрессией, на которых не действуют существующие сегодня лекарства.

В мозге взрослых млекопитающих по сравнению с периодом эмбрионального развития почти не остается стволовых клеток. Одна из немногих зон, где они еще есть, — гиппокамп, небольшой участок в височной доле полушарий, участвующий среди прочего в формировании памяти и эмоций. На его работу могут негативно влиять психические расстройства. Так, например, из-за большого депрессивного расстройства его объем уменьшается, а новых нервных клеток образуется меньше.

Исследовательская группа из Чикаго решила проверить, как именно недавно образовавшиеся у взрослых животных нейроны связаны с депрессией. Для начала они выяснили, как антидепрессант флуоксетин изменяет поведение мышей. В течение двух недель две группы животных получали лекарство или плацебо, а потом проходили ряд стандартных тестов: подвешивание за хвост (чем дольше мышь висит неподвижно, тем она пассивнее), кольцевой лабиринт со светлыми и темными участками (чем чаще бывает на свету, тем спокойнее) и открытое поле (чем чаще выходит в центр открытого пространства, тем менее тревожная). Как и следовало ожидать, флуоксетин сделал мышей спокойнее. Кроме того, под его действием нейроны в их гиппокампе делились чаще, чем у животных контрольной группы.