Дрожжам сделали новый геном

Ученые из США закончили разработку первого искусственного генома дрожжей Saccharomyces cerevisiae. Дрожжи с таким геномом будут удобнее для применения в биотехнологии и исследованиях.

Исследователи не придумали новый геном с нуля: они отредактировали природный геном, убрав некодирующие участки, повторы и лишние стоп-кодоны (короткие последовательности, которые обозначают конец области гена, кодирующей белок). По словам ученых, такие правки сделают геном дрожжей более стабильным — менее подверженным мутациям. Отредактированная версия стала короче «дикой» на 8% и получила название Sc2.0.

Сейчас ученые синтезируют искусственный геном. Из 16 хромосом с геномом Sc2.0 шесть уже создали и перенесли в клетки дрожжей. Новые гены встраивали в дрожжи постепенно, перенося в «дикие» клетки фрагменты с помощью плазмид — кольцевых молекул ДНК. После встраивания новых участков ученые наблюдают за дрожжами, чтобы убедиться в том, что те нормально развиваются.

Как говорят ученые, создание всей ДНК Sc2.0 обойдется примерно в 1,25 миллиона долларов США. Они считают, что это не слишком дорого, и вскоре создание и синтез новых геномов станут обычным делом. После того как будут созданы дрожжи с искусственно синтезированным геномом, ученые надеются перейти к созданию искусственных геномов, все меньше похожих на природные.

Исследование описано в журнале Science.

Ранее другая группа ученых подкорректировала геном кишечной палочки, также выкинув из него «лишние» фрагменты.

Алкоголь портит систему поощрения

Ученые из Высшей школы экономики, Высшей нормальной школы (Париж), университета Индианы и нижегородского Института прикладной физики РАН выяснили, как именно алкоголь нарушает работу дофаминовых рецепторов.

Нейромедиатор дофамин — биологически активное химическое вещество, которое воздействует на «центр удовлетворения» в мозге, вызывая либо чувство предвкушения наслаждения от того или иного действия, либо само наслаждение, если приятное событие происходит неожиданно. «Подкрепляющее» свойство дофамина способствует повторяемости «благоприятных» действий. Если же удовольствия оказалось меньше, чем ожидалось, или произошло неприятное событие, то количество выделяемого дофамина существенно уменьшается, что приводит к «разочарованию» и нежеланию повторять приведшее к этому действие.

Биологи использовали биофизическую модель дофаминергических нейронов (тех, которые выделяют дофамин) и описали режим работы, который называется «сигнал ошибки».

Дофаминергические нейроны выделяют разное количество дофамина в зависимости от того, получил человек в результате своих действий то, что хотел, или же не смог достичь желаемого. Разницу между количеством дофамина, которое выделяется, когда все получилось, и тем, которое выделяется, если результат разочаровал, и назвали «сигналом ошибки». Этот сигнал должен поощрять совершать «полезные» дела и, наоборот, не давать делать «вредные».

Ученые выяснили, что алкоголь может менять работу нейронов. Под его воздействием дофаминергические нейроны передают стимулы, связанные с алкоголем, как «полезные», независимо от того, совпадают они с ожидаемым результатом или нет. Без влияния алкоголя эти нейроны передавали бы меру соответствия между ожидаемым и полученным подкреплением, предохраняя от совершения «вредных» поступков. [ ... ]

Спутник Сатурна похож на пельмень

7 марта НАСА опубликовало снимки спутника Сатурна — Пана, сделанные аппаратом «Кассини». Миниатюрная луна Сатурна похожа на пельмень.

Пан — самый близкий к Сатурну спутник радиусом всего 14 километров. Его орбита расположена во внутреннем кольце Сатурна (так называемая щель Энке) в 134 000 километров от самой планеты. Пан облетает планету каждые 13,8 часа.

Пан, подобно другому спутнику Сатурна, Атласу, имеет характерный экваториальный гребень, который делает его похожим на летающую тарелку или пельмень. Спутник был открыт в 1990 году, когда ученые изучили снимки, сделанные космическим аппаратом «Вояджер-2» девятью годами ранее.

Снимок Пана. Фото: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

В этот раз аппарат «Кассини» подобрался к спутнику на максимально близкое расстояние в 24 572 километра и сделал максимально подробные на данный момент снимки. [ ... ]

Австралийские аборигены долго живут на одном месте

Команда австралийских генетиков и палеонтологов проанализировала ДНК аборигенов, живших в Австралии в начале и середине XX века, и выяснила, что это потомки одной из основных популяций, которые прибыли на континент 50 000 лет назад.

Данные археологии и генетики свидетельствуют, что первые люди заселили Австралию около 50 тысяч лет назад. В 2016 году были секвенированы геномы 13 современных австралийских аборигенов, и анализ ДНК показал, что их предки попали в Австралию раньше, чем произошло заселение Европы. Причем в своем исследовании ученые особо подчеркивали, что первые люди попали в Австралию прямиком из Африки, а поток миграции из Азии на южный материк был совсем незначительным.

В своей новой работе австралийские генетики решили выяснить, как быстро происходило заселение Австралии первыми людьми. Для этого они сделали анализ 111 митохондриальных геномов, взятых из волос аборигенов, живших в начале и середине XX века в трех разных общинах на юге и северо-востоке Австралии.

Митохондриальная ДНК находится в клетке отдельно от основной, ядерной ДНК, и позволяет отслеживать непрерывную материнскую родословную. Это, в свою очередь, делает возможным точно устанавливать, насколько давно та или иная группа людей проживает отдельно от остального мира. Полученные учеными результаты показывают, что современные австралийские аборигены являются потомками одной и той же группы людей, которые прибыли в Австралию 50 000 лет назад. В то время этот континент был связан с Новой Гвинеей и Тасманией сухопутными перешейками, и вместе они формировали суперматерик Сахул.

Затем, как показывает анализ митохондриальной ДНК, население быстро, в течение около 1500—2000 лет, распространилось вокруг восточного и западного побережий Австралии. Южной части Австралии первые поселенцы достигли уже 49 тысяч лет назад. [ ... ]