Новая обсерватория МГУ открылась под Кисловодском

Кавказская горная обсерватория ГАИШ МГУ открылась в Карачаево-Черкесии под Кисловодском на горе Шатджатмаз. Репортаж с открытия опубликовала Газета.ru.

Главный инструмент в обсерватории – 2,5 метровый оптический телескоп весом в 40 тонн. Рядом находятся метеостанция и астроклиматический пост. Кроме того, на территории обсерватории планируется установить несколько телескопов с зеркалами до 1 метра, а также построить радиотелескоп диаметром 12 метров и оборудовать гравиметрическую лабораторию. Угловое разрешение телескопа составляет 0,4 минуты. К настоящему моменту для обсерватории закуплены фотометр и инфракрасный спектроскоп.

Новый телескоп уже был опробован в работе: астрономы провели фотометрию двух составляющих двойной звезды, угловое расстояние между которыми составляет 1,4 минуты. Строительство обсерватории было начато в 2006 году на горе Шатджатмаз, где примерно половину года по ночам – чистое небо, необходимое для астрономических наблюдений.

Зеркало телескопа было произведено французской компанией, купол обсерватории – итальянцами, китайцы занимались установкой телескопа. Российские специалисты строили собственно обсерваторию, наблюдали за строительством телескопа и проводили тестирование.

На Жатмазском хребте также расположены солнечная станция Пулковской обсерватории РАН, телескопы Математического института Келдыша, Кисловодская высокогорная научная станция Института физики атмосферы им А.М. Обухова и метеостанция Росгидромета.