Поток частиц солнечного ветра в представлении художникаNASA

NASA планирует разобраться с солнечным ветром

Американцы запланировали две новые миссии по изучению космической погоды

Специалисты Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) объявили названия и цели двух новых миссий. Они будут исследовать, как происходящие на Солнце события влияют на жизнь на Земле. Начало миссий запланировано на август 2022 года.

Новые исследовательские программы назвали PUNCH (Polarimeter to Unify the Corona and Heliosphere, «Поляриметр для исследования короны и гелиосферы») и TRACERS (Tandem Reconnection and Cusp Electrodynamics Reconnaissance Satellites, «Разведывательные спутники для изучения магнитного пересоединения и электродинамики каспов»). По словам Томаса Зурбухена (Thomas Zurbuchen), помощника главы Управления научных миссий NASA, агентство выбрало эти миссии не только благодаря их важному научному значению, но и в связи с тем, что они смогут отлично взаимодействовать с другими проектами NASA, которые занимаются изучением гелиофизики.

Миссия PUNCH будет исследовать непосредственно внешнюю атмосферу Солнца, корону и процессы зарождения солнечного ветра. Также аппараты миссии будут отслеживать выбросы корональной массы — крупные извержения солнечного вещества, чтобы лучше понять их эволюцию и разработать новые методы для того, чтобы прогнозировать их.

В рамках программы будут работать четыре небольших спутника: три из них будут направлены на один регион Солнца, чтобы впервые представить «объемную» картину происходящего, а четвертый будет оборудован коронографом для изучения процессов в солнечной короне. Результаты наблюдений дополнят ту информацию, которую ученые уже получают в ходе других солнечных миссий, например стартовавшей не так давно Parker Solar Probe и запланированной на 2020 год Solar Orbiter. С учетом затрат на запуск бюджет PUNCH составит около 165 миллионов долларов.

Читайте также: «Жучок» в короне Солнца. К Солнцу отправляется обсерватория «Паркер», которая будет вращаться вокруг звезды на рекордно малой орбите. Зачем?

В ходе второй миссии, TRACERS, астрономы хотят лучше понять, что происходит в районе северного магнитного полюса Земли в тот момент, когда туда долетают высокоэнергетические частицы от Солнца. Сейчас известно, что происходит это благодаря явлению, известному как магнитное пересоединение. Оно заключается в том, что силовые линии магнитных полей Солнца и Земли сходятся и перестраиваются. Иногда в результате такого перестроения солнечные частицы попадают в атмосферу Земли, а в других случаях улетают прочь в космическое пространство. О том, от чего это зависит, ученые до сих пор знают довольно мало.

В рамках TRACERS NASA запустит два зонда. Бюджет этой миссии оценивается в 115 миллионов долларов США, не включая расходы на запуск аппаратов.

Первые прямые измерения характеристик солнечного ветра провела в 1959 году советская станция «Луна-1», в 1990-е годы уточненные данные принес спутник SOHO, совместный проект ESA и NASA. Сегодня работает несколько орбитальных обсерваторий, наценных на изучение активных процессов на Солнце, — Обсерватория солнечной динамики (SDO), космический аппарат SOHO, STEREO и ряд других.