Все новости

Необычный фюзеляж позволит авиалайнерам летать в стратосфере

«Сплющенный» самолет получит большую подъемную силу.

Российское ОКБ имени Мясищева запатентовало самолет М-60 с фюзеляжем необычной эллиптической формы. Благодаря ему машина, чья модель уже испытана в аэродинамической трубе, сможет летать в стратосфере, сообщил генеральный конструктор ОКБ имени Мясищева Александр Архипов.

В настоящее время реактивные авиалайнеры традиционных схем достигли пределов своих возможностей. Между тем рост цен на жидкое топливо и ужесточение норм по шумности заставляют их производителей пытаться как-то улучшить характеристики, но сделать это все труднее и труднее.

ОКБ Мясищева попыталось улучшить ситуацию, предложив самолет нетрадиционной аэродинамической схемы. Эллиптический — а точнее, уплощенный — фюзеляж будет играть роль «урезанного» летающего крыла и создавать большую подъемную силу за счет корпуса самолета, а не его крыльев. Это дает сразу ряд преимуществ. Во-первых, возможность уменьшить крылья при той же подъемной силе и за счет этого снизить расход топлива. Или же оставить крылья прежними, но получить большую подъемную силу, позволяющую быстрее набирать высоту, и упростить дорогостоящую механизацию крыла. В случае полетов в стратосфере воздушное сопротивление для такой машины заметно меньше того, что испытывает самолет в тропосфере, а именно там сегодня летают все авиалайнеры.

Вторым крупным преимуществом эллиптического фюзеляжа является возможность вместить в том же объеме больше пассажиров и груза. При современном круглом фюзеляже верхняя и нижняя его часть остаются незаполненными. В эллиптическом сечении незаполненный внутренний объем много меньше, то есть можно либо вместить больше пассажирских кресел, либо предоставить пассажирам дополнительное пространство. Разработчики М-60 указывают, что их машина может иметь до 400 мест в пассажирском варианте. Лайнеры обычной схемы имеют столько мест только при существенно больших общих размерах.

Крыло М-60 планируется сделать удлиненным и почти прямым, с законцовками — вертикальными выступами на концах. По своей форме оно достаточно типично для современных авиалайнеров, а вот хвостовое оперение будет V-образным, как у истребителя F-22.

Самолет не планируется делать малозаметным для радиоволн — для гражданской машины это не преимущество, а недостаток. Однако его двигатели планирует разместить как раз между V-образным хвостовым оперением. В этом случае звуковые волны будут отражаться от оперения и уходить вверх. Скорость лайнера составит 980 километров в час.

Вопреки тезисам о сугубо мирном использовании самолета разработчики сообщают, что он может быть не только пассажирским или грузопассажирским, но и самолетом-разведчиком. Для такой машины большой внутренний объем и способность полета в стратосфере также крайне полезны — часть разведывательного оборудования может быть весьма громоздкой.

Ранее разработка М-60 велась предприятием в инициативном порядке. Однако сейчас оно рассчитывает на то, что проект заинтересует государство. Однако вряд ли этим надеждам суждено сбыться. М-60 задуман хорошо лишь технически. С психологической точки зрения его преимущества являются недостатками. В нашей стране традиционно копируют аэродинамические схемы пассажирских самолетов с Запада. Там летающих авиалайнеров с таким прогрессивным фюзеляжем нет. Практически невозможно себе представить, чтобы руководство отечественной авиационной отрасли решилось бы на использование принципиально новых аэродинамических схем, не представленных за рубежом. Это видно и из идущей сегодня разработки авиалайнера МС-21, финансируемой государством. Его аэродинамика является вполне стандартной. Поэтому, несмотря на все очевидные преимущества схемы ОКБ Мясищева, вероятность ее внедрения крайне низка.