Нейрофизиологи выяснили, какая часть мозга заставляет мышей задираться

В исследовании на мышах ученые показали, что базальный передний мозг отвечает за склонность к социально агрессивному поведению. Изменяя активность этого участка, исследователи управляли уровнем агрессии животных.
Чтобы выяснить, что заставляет самцов мышей вести себя агрессивно по отношению к сородичам, ученые три дня подряд помещали взрослых самцов на три минуты в клетку с более молодыми неагрессивными самцами.

В эксперименте участвовали 488 животных, 70% взрослых самцов начинали «задираться», а остальные 30%, напротив, не проявляли агрессии. После испытаний в сыворотке крови у первой группы увеличивалась концентрация тестостерона — основного мужского полового гормона — и понижался уровень кортикостерона — гормона, связанного со стрессом.

После парных экспериментов самцы, проявившие агрессию, при возможности выбора между двумя клетками стремились вернуться на место стычки, а неагрессивные — напротив, его избегали. Это говорит о том, что агрессивные животные помнили удовлетворение, которое им приносили конфликты. Таким образом, доминирование над более слабым самцом создавало положительную мотивацию первой группе мышей, а второй — нет.

Затем авторы исследования определили, какие процессы в мозгу связаны с удовлетворением от агрессии. Оказалось, что важную роль играет система вознаграждения в базальном переднем мозге. Изменяя работу этого участка, ученые смогли понизить уровень агрессии у мышей.

Этот результат поможет разработать более эффективные терапевтические препараты для лечения нейропсихиатрических заболеваний, связанных с агрессией.

Исследование американских психиатров и нейрофизиологов опубликовано в журнале Nature.

Недавно российские нейробиологи обнаружили и обратную связь: оказалось, что агрессивное поведение непосредственно влияет и на структуру мозга.