Нейрофизиологи выяснили, как птенцы-подростки учатся петь

Группа исследователей проследила, как именно юные амадины обучаются своим сложным трелям. Оказалось, что этот процесс напоминает процесс обучения, например, игре в настольный теннис.

Исследование провели ученые из США, их

статья

опубликована в журнале

Nature

.

Как человеческие дети постепенно учатся разговаривать, так и молодые самцы зебровых амадин (

Taeniopygia guttata

) не сразу начинают заливаться трелями, как их отцы. Наблюдения за птицами показали, что первые песни состоят из несвязных слогов, похожих на лепет младенцев. В новом исследовании ученые измерили активность определенного участка коры головного мозга птиц, чтобы понять, как постепенно развивается их умение петь.

Птенцы начинают петь примерно через 30 дней после того, как вылупятся из яйца, и примерно за неделю выучивают свой первый слог, из которого потом разовьются все остальные слоги песен (ученые называют его «протослогом»). Измерение активности головного мозга показало, что при его произнесении в так называемой

HVC (high vocal center)

области коры происходит последовательное возбуждение нервных импульсов. Со временем на основе этой цепочки возбуждения формируется новая, крайне на нее похожая. Многократно повторяясь, этот процесс позволяет птицам выучивать все более и более отличающиеся звуки.

Исследования показали, что этот процесс продолжается до тех пор, пока амадина не выучивает семь разных слогов. В среднем это занимает около двух месяцев, и после этого птица может сформировать свою индивидуальную песню.

Авторы статьи считают, что подобные механизмы могут отвечать за

разучивание

других повторяющихся движений: к примеру, тренировку похожих друг на друга ударов при игре в настольный теннис. Также они отмечают сходство описанного процесса с эволюцией генов, при которой создаются новые копии генов, со временем дающие новые свойства организма.

Ученые ТГУ создали браслет, который безболезненно вводит инсулин

Специалисты из Томского государственного университета разработали новый способ введения пациенту инсулина через специальный браслет. Ученых, создавших технологию, наградили золотой медалью на 64-м Всемирном Салоне инноваций «Брюссель — Иннова/Эврика — 2015». Новый метод также отмечен дипломом Роспатента.

Подробности об изобретении

сообщает

пресс-служба ТГУ.

Для улучшения качества жизни больных сахарным диабетом разрабатываются неинъекционные способы доставки инсулина, один из которых — трансдермальное введение, то есть обеспечение диффузии вещества через кожу при помощи ультразвука, лазерного излучения, электрического или радиочастотного нагрева, которые обеспечивают создание микропор в роговом слое. Этот способ не вызывает боли и удобнее, чем подкожные инъекции. [ ... ]

Экологи КФУ научились обезвреживать нефтяные отходы при помощи бактерий

Ученые из Казанского федерального университета предложили способ снизить опасность отходов нефтяной промышленности. Ученые разработали технологию их совместного компостирования с микроорганизмами, которые обладают высокой деструктивной активностью.

Результаты научных изысканий сотрудников лаборатории «Биоконтроль» Института экологии и природопользования КФУ

опубликованы

в журнале

Biogeoscience [ ... ]

Радиологи увидели хруст суставов на УЗИ

В новой работе ученые попросили группу добровольцев похрустеть суставами пальцев обеих рук, параллельно записывая звук и ультразвуковое изображение. Оказалось, что каждому хрусту на аудиозаписи соответствовала яркая вспышка на УЗИ.

Свои наблюдения группа ученых представила на ежегодном заседании Радиологического общества Северной Америки,