Недосып делает людей рискованнее

Ученые из Швейцарии выяснили, как недосыпание влияет на поведение. Оказалось, что при нехватке сна люди ведут себя рискованнее.

Ученые решили исследовать хроническое недосыпание, потому что это очень распространенная проблема: например, в Австралии хронически не высыпается 30% населения. Постоянный недосып вредит здоровью: сон меньше семи часов в сутки приводит к ухудшению внимания и рабочей памяти и разрушает связи между нейронами. По расчетам, более 40% руководителей компаний и предприятий спят меньше шести часов в сутки. Ну и наконец, хроническое недосыпание изучено хуже, чем депривация сна, когда человек не спит сутки или больше.

Ученые набрали группу из 14 студентов и заставили их спать по пять часов в сутки в течение недели. Четыре дня испытуемые провели дома (там ученые контролировали их график по телефону), и еще три — в лаборатории. После этого студенты спали неделю по восемь часов в сутки (за тем, чтобы они высыпались, тоже следили), а потом им устроили депривацию сна — участники эксперимента не спали 40 часов. Кроме экспериментальной была и контрольная группа, которая все это время просто спала по восемь часов в сутки.

Между всеми фазами эксперимента участники проходили тестирование. Один тест показывал их склонность к риску. Для этого участникам делали два предложения — гарантированно выдать им 20 швейцарских франков или же сумму побольше, но с меньшей вероятностью. Студенты могли получить 25, 50 или 100 франков, а могли и не получить. Вероятность, что им дадут 100 франков, равнялась 20%. После проведения теста участников опросили, оценивают ли они свой выбор как рискованный.

Другой тест выявлял уровень бдительности, чтобы убедиться, что участники делают выбор не потому, что плохо соображают из-за недосыпа.

В тех фазах, когда эксперимент проходил в лаборатории, у участников измеряли активность мозга с помощью ЭЭГ, пока они спали.

Результаты показали, что 11 из 14 участников из экспериментальной группы после недели сна по пять часов в сутки выбирали гарантированные 20 франков реже тех, кто высыпался, то есть чаще делали выбор в пользу большей, но не гарантированной награды. При этом участники не думали, что стали принимать более рискованные решения, чем до эксперимента. Депривация сна никак не повлияла на выбор: студенты не выбирали гарантированные деньги так же часто, как те, кто спал по восемь часов.

Измерения ЭЭГ показали, что более рискованное поведение было связано с изменениями работы правой префронтальной коры. По словам ученых, недосыпание подействовало на эту область мозга так, словно ее отключили. Видимо, хроническая нехватка сна приводит к тому, что эта часть мозга не успевает восстановиться за ночь, что и выражается в изменении поведения.

Исследование описано в журнале Annals of Neurology.