Одна бессонная ночь меняет работу генов биологических часов

Группа исследователей Университета Уппсалы и Каролинского института (Швеция) изучили, как изменяется работа генов в организме человека после одной бессонной ночи. Выяснилось, что недостаток сна вызывает эпигенетические изменения ДНК.
В эксперименте, который длился двое суток, участвовало 15 здоровых мужчин с нормальным весом, сообщается на портале Medicalxpress. В первую ночь испытуемые не спали, а на вторую им дали отоспаться (сон больше восьми часов). Во время проведения эксперимента ученые брали у участников образцы подкожного жира на животе и фрагменты мышц бедра.

Молекулярный анализ собранных образцов тканей показал, что даже одна ночь без сна изменяет регулировку генов, участвующих в формировании биологических ритмов. Речь идет об эпигенетических изменениях, то есть изменениях не в самой последовательности нуклеотидов, а в химических «надстройках» ДНК. Кроме того, ученые показали, что бессонная ночь нарушает синхронность работы между двумя типами тканей, что может привести к нарушениям обмена веществ.

Результаты исследования приняты к публикации в Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism.

Предыдущие исследования показали, что недостаток сна повышает риск ожирения и сахарного диабета 2 типа.