Археологи выяснили, что люди скрещивались с неандертальцами 40 тысяч лет назад

Один из древнейших известных на сегодняшний день европейцев современного типа имел в роду неандертальского предка, отстоящего от него всего на 4—6 поколений, выяснили ученые.
В 2002 году в Румынии на археологической стоянке Пештера-ку-Оасе были найдены останки человека современного. Метод радиоуглеродного анализа позволил установить, что их обладатель жил приблизительно 42—37 тысяч лет назад, что делает его одним из древнейших известных науке европейцев. По названию стоянки этот индивид был назван Оасе 1.

Анализ этих останков показал, что у их владельца были некоторые черты, характерные для неандертальцев, поэтому антропологи предположили, что в его роду были как люди современного типа, так и неандертальцы. Теперь ученые смогли исследовать ДНК в этих останках и оценить содержание в ней неандертальских генетических последовательностей в 6—9,4%.

«Тот факт, что у Оасе 1 был неандертальский предок, отстоящий от него на всего 4—6 поколений, позволяет датировать момент скрещивания менее чем двумя веками до появления Оасе 1», — пишет в своей статье Сванте Паабо (Svante Paabo) из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге (Германия).

Челюстная кость Оасе 1. Фото: Svante Pääbo, Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology

Ранее ученые полагали, что люди современного типа, переселявшиеся в Евразию из Африки, смешивались с неандертальцами в районе Средней Азии около 50—60 тысяч лет назад, а затем распространялись дальше по Евразии. Результатом этого скрещивания стало то, что в геномах ныне живущих людей (кроме жителей Африки) содержится 1—3% неандертальской ДНК.

По Европе человек современный расселился 45—35 тысяч лет назад. Различные останки, найденные в разных точках Европы, свидетельствует о том, что люди и неандертальцы несколько тысяч лет сосуществовали в Европе и могли скрещиваться, теперь анализ ДНК Оасе 1 стал этому подтверждением. Сам индивид не оставил следов в геномах современных европейцев. Ученые полагают, что популяцию, к которой он принадлежал, сменили затем другие человеческие группы.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature.