Один из испытателей бросает реплику неандертальского копьяAnnemieke Milks (UCL)

Копьеметатели опробовали эффективность неандертальских копий

Средняя точность бросков составила 25%, а дальность полета — 26 метров. По мнению исследователей, это значит, что неандертальцы умели обращаться с метательным оружием

Ученые с помощью спортсменов продемонстрировали, что неандертальцы, скорее всего, умели пользоваться копьями. Для этого они попросили шестерых копьеметателей попрактиковаться с точными репликами неандертальских копий, целясь в тюк сена. Опыт показал, что древние модели хорошо летят и поражают тюки со скоростью и энергией, достаточной для поражения жертвы.

Ученые из Университетского колледжа Лондона сосредоточились на копьях, найденных на раскопках стоянки неандертальцев возле Шёнингена (Германия). Еловые копья возрастом около 300 тысяч лет, длиной около 2 метров и весом примерно 800 граммов заострены с обоих концов и, что интересно, утолщены несимметрично. По мнению ученых, центр массы этих копий сдвинут к одному концу потому, что они приспосабливались для метания, а не просто уколов. Эта находка впервые показала, что неандертальцы были более продвинутыми, чем считалось раньше, и, возможно, умели не только драться врукопашную, но и метать снаряды. Авторы настоящей работы приводят данные и о находке неандертальских костей возле Бьяш-Сен-Ва во Франции, которые несут следы микротравм, характерных для людей, занимающихся метанием копья.

Никаких испытаний шёнингенских копий раньше не было. Ученые сделали две реплики одного из древних копий, точных, насколько это возможно, — так же из ели и использовав для их обработки каменные инструменты. Затем нашли шестерых добровольцев среди людей, занимающихся метанием копья, и провели испытания.

Реплика неандертальских копий, с которыми работали спортсменыAnnemieke Milks (UCL)

Волонтеры сделали суммарно 120 бросков, из которых 102 на точность, а остальные на дальность. Точность испытывали на тюках с сеном размером метр на полметра — ценные реплики портить было жалко, да и цели проверить убойную силу копья ученые перед собой не ставили. Испытателям запрещалось разбегаться, но можно было сделать три шага перед броском.

Попадание реплики неандертальского копья в стог сенаAnnemieke Milks (UCL)

Самое большое расстояние, на которое спортсменам удалось закинуть копию древнего копья, было 31 метр. В среднем они метали его на 26 метров, при этом средняя точность бросков составила 25% и уменьшалась с расстоянием. На 20 метрах в цель попало уже 17% бросков, а тюк на расстоянии 25 метров не смогли поразить ни разу. Ученые отмечают, что современная спортивная дисциплина «метание копья» не подразумевает поражения цели, так что результат более чем хороший для людей, которые не тренировали меткость. Скорость при попадании в цель была в среднем 16 м/с, что соответствовало ранним оценкам скорости полета для доисторических метательных копий.

По мнению авторов исследования, результаты говорят о том, что неандертальцы умели использовать копья как метательный снаряд, а не только как оружие ближнего боя, и находят в такой пластичности умений родственников человека черту, сближающую Homo neanderthalensis с Homo sapiens.