Неандертальцы одевались хуже кроманьонцев

Ученые из канадского университета Саймона Фрейзера в Бернаби сравнили стоянки неандертальцев и представителей человека разумного — кроманьонцев — и пришли к выводу, что кроманьонцы, жившие одновременно с неандертальцами во время ледникового периода, скорее всего, шили одежду, тогда как неандертальцы носили простые накидки из шкур.
Вопрос об одежде неандертальцев не очень ясный. Одни исследователи считают, что неандертальцы вовсе не носили одежду, другие — что неандертальцы изготавливали такую же одежду, как и наши предки. Последняя работа ученых, видимо, примиряет эти точки зрения.

Канадские исследователи изучили базы данных млекопитающих, которые обитали на Земле в период от 60 000 до 24 000 лет назад, то есть в те времена, когда неандертальцы еще не вымерли. Затем ученые сопоставили списки древних видов с теми, шкуры которых сейчас идут на изготовление традиционной одежды в средних и высоких широтах, и посмотрели, чьи кости находят на стоянках неандертальцев и кроманьонцев. Оказалось, что останки зверей, из шкур которых обычно шьют одежду, чаще встречаются на стоянках кроманьонцев. На неандертальских стоянках их тоже находят, но в меньших количествах.

Ученые объяснили это так: кроманьонцы шили одежду, на пошив шло больше шкур, и они добывали больше зверей. Неандертальцы же довольствовались тем, что просто снимали шкуру и носили ее, накинув на себя. В пользу относительно сложной одежды, которую шил человек разумный, говорят находки костей собак и росомах — их мех хорошо подходит для отделки рукавов и капюшонов.

Критики говорят, что всех этих зверей люди могли просто есть, и находки слабо свидетельствуют о портняжничестве наших предков, но канадцы приводят еще один довод: росомах и ласок, кости которых тоже нашли на стоянках кроманьонцев, как правило, добывают не для еды, а ради меха.

Таким образом, пока неандерталец мерз под простой накидкой, Homo sapiens sapiens спасался от холода в одежде, сшитой из шкур разных животных.

Исследование опубликовано в Journal of Anthropological Archaeology.