Установлена область мозга, которая не дает думать о ненужном

Исследователи из Великобритании и Испании выяснили, какая часть мозга отвечает за подавление нежелательных мыслей, а также определили химическое вещество, которое играет ключевую роль в этом процессе.

В экспериментальную группу вошли 24 здоровых взрослых, которых тренировали для того, чтобы они как следует запомнили пары слов (иногда весьма слабо связанных между собой, например испытание/плотва). Затем испытуемым показывали одно из слов пары, написанное либо зеленым, либо красным шрифтом. В первом случае требовалось сосредоточиться на мыслях о втором слове из пары, а во втором — постараться их подавить. Активность мозга участников эксперимента во время выполнения заданий исследовали при помощи фМРТ, а также магнитно-резонансной спектроскопии, что позволило изучить биохимические изменения, которые при этом происходят в мозге.

Анализ данных показал, что ключевую роль в процессе подавления нежелательных мыслей играет гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) — один из главных тормозящих нейромедиаторов (веществ, передающих сигналы) центральной нервной системы. Его высвобождение нервной клеткой приводит к подавлению активности ее «соседей». Авторы статьи выяснили, что концентрация ГАМК в гиппокампе — области мозга, отвечающей за формирование воспоминаний, — определяет способность людей отгонять от себя ненужные мысли. Оказалось, что у людей с низкой концентрацией ГАМК в гиппокампе префронтальная кора, которая управляет мыслями и воспоминаниями в целом, не справляется с их подавлением.

Такой результат отчасти объясняет то, что происходит с больными шизофренией: ранее было показано, что у них, как правило, повышена активность гиппокампа, что коррелирует с проявлением навязчивых мыслей и галлюцинаций. Кроме того, посмертные исследования обнаружили, что их тормозные нейроны в гиппокампе, которые «работают на ГАМК», повреждены и не могут полноценно выполнять свою функцию.

Хотя авторы нового исследования пока не предлагают готовый рецепт, ученые надеются, что результаты их работы помогут в лечении тревожных расстройств и других заболеваний, при которых люди страдают от навязчивых мыслей и неприятных воспоминаний.

Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Благодаря современным методам исследования активности мозга нейробиологи открывают все новые и новые его функции. К примеру, некоторое время назад ученые выяснили, где в мозге располагаются счастье и мудрость.

Мария Осетрова