Названы 100 статей, которые необходимо прочитать каждому экологу

Изображение: D-Krab / Фотодом / Shutterstock
Изображение: D-Krab / Фотодом / Shutterstock

Ведущие экологи из Франции и Австралии выбрали самые важные статьи для студентов и начинающих специалистов.

Чтение и изучение научных статей — важная часть работы ученого, особенно необходимая для студентов и магистрантов. Однако в последние годы база рецензируемых статей, опубликованных в научных журналах, достигла цифры в 50 млн, при этом каждый год она увеличивается на 8−9%, то есть на 1,5 млн статей. Это связано как с ростом общего массива научных знаний, так и с тем, что в последние десятилетия наличие публикаций стало выполнять роль оценки «качества» и самих ученых, и научных институтов, в которых они работают.

В области экологии публикуется около 500 тыс. рецензируемых статей в год. Даже просто прочитать такие объемы становится нереально, не говоря о том, чтобы обработать и усвоить такое количество информации. Специалисты из Университета Париж-Юг и Университета Флиндерса (Австралия) составили список из 100 статей, которые должен прочитать каждый эколог.

Для этого они обратились к ученым-рецензентами в самых известных журналах, специализирующихся на общей экологии (например, Trends in Ecology and Evolution, Ecology Letters, Ecology, Oikos и т.д.), а также к ученым — редакторам сервиса Faculty of 1000 и попросили их прислать 3−5 статей, которые они считают необходимыми для изучения. 147 экспертов из 665 прислали 544 статьи. Затем ученые попросили тех же экспертов проголосовать за каждую из статей, чтобы составить единый рейтинг материалов на основании мнения экспертного сообщества.

Однако, поскольку статей было слишком много, чтобы каждый специалист мог прочитать их все и дать оценку каждой из них, ученые применили метод повторной выборки, благодаря которому стало возможным вычислить относительный рейтинг каждой статьи. Каждому эксперту выслали сгенерированную случайным образом подборку из 20 статей из первоначального списка и попросили оценить статьи как минимум из одной подборки, а лучше из пяти и более.

Каждый эксперт оценивал статью по параметру «значимость», относя ее в одну и категорий (топ-10, 11−25, 26−100, не топ-100), попутно отмечая, насколько знаком со статьей («читал», «знаю о ней», «не знаю о ней»). Также статьи классифицировали по шести типам (обзор, методология, мнение и др.), шести подходам (лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, моделирование, анализ данных и др.) и 17 экологическим дисциплинам.

В результате был составлен список из 100 статей, которые рекомендуются к прочтению для каждого начинающего эколога.

Многие статьи, получившие высшие оценки, были написаны несколько десятилетий назад. Любопытно, что наиболее рекомендуемые статьи не были опубликованы в авторитетных журналах и обладали низким индексом цитирования, что показывает ограниченность этого метода для оценки значимости статьи или влияния ученого.

Более того, в список 100 рекомендуемых статей и 100 наиболее цитируемых статей, согласно Web Knowledge Database, одновременно попала только одна статья. А это значит, что индекс цитирования не должен служить критерием выбора статей для изучения.

Также ученые выяснили, что из топ-100 рекомендуемых статей были прочитаны экспертами (отмечены как «читал») только 23% статей. Более того, статья, занявшая первое место в рекомендованных, среди прочитанных находилась на 325-м месте.

Большинство статей, попавших в список рекомендованной литературы, считаются классическими и имеют высокую репутацию, вероятно поэтому многие ученые ставили им высокие оценки.

Таким образом, представленный список носит рекомендательный характер, может помочь начинающим специалистам и студентам сориентироваться в огромном массиве опубликованной информации и послужит фундаментом для дальнейшей научной работы.

Исследование и список статей опубликованы в журнале Nature.

Об основных понятиях и проблемах экологии смотрите курс сотрудника Института биофизики СО РАН Егора Задереева на «Чердаке».

Теги:

Читать еще на Чердаке: