Физики живут в России, геологи - в Африке, по статистике редакции Nature

Большая часть статей российских ученых, которые публикуются в престижных научных журналах, посвящена физике, в то время как в Америке популярна биология, в Азии — химия, а в Южном полушарии — геология и экология, утверждается в отчете, подготовленном издательской группой Nature.

«Будучи самой большой страной в этом регионе (в Центральной, Восточной и Южной Европе — прим.ред.), с населением почти 143 миллиона человек, Россия производит большую часть научных исследований высокого уровня, которые предсказуемо сосредоточены в основном в области физических наук», — говорится в отчете Nature Index за 2014 год. На втором месте после России в этом регионе находится Польша.

В России и в соседствующих с ней странах наблюдается сильный сдвиг в сторону физики. Так сказывается влияние исторического прошлого: в Советском Союзе физика и технические науки активно поддерживались государством, в то время как, например, генетика в 1940—1950-х годах считалась лженаукой.

В области физики в России наибольший вклад в публикацию научных исследований в престижных журналах вносит Объединенный институт ядерных исследований. Наибольший же вклад по всем областям приходится на институты РАН.

Если брать данные по всему миру, то больше всего публикуются в «крутых» журналах авторы из Северной Америки, а также Северной и Западной Европы. Интересно, что не только страны бывшего социалистического лагеря показывают склонность к определенной области исследований. Так, наибольшее число статей по наукам о жизни публикуется авторами из Северной Америки, в Азии активно занимаются химией, а в Южном полушарии — науками о Земле и окружающей среде.

Nature — один из самых престижных научных журналов в мире. Для составления отчета сотрудники издательской группы провели опрос среди ученых и выбрали 68 научных журналов, в которых исследователи хотели бы опубликовать свои самые значимые работы. Собранные данные открыты для публики, так что каждый желающий может составить собственную выборку по институтам или странам.