Наносекундный лазер поможет спасти металлические поверхности от обледенения и коррозии

Российские ученые научились изменять структуру поверхности сплавов, воздействуя на них наносекундными лазерными импульсами. Такая обработка повышает их устойчивость к коррозии и обледенению.

Супергидрофобные материалы и поверхности — одно из самых интересных и полезных достижений последнего времени. Не смачиваясь водой, они намного более устойчивы к развитию коррозии и обледенения, накоплению грязи. Однако в этой области остается ряд нерешенных проблем, среди которых главная — недостаточная стойкость таких материалов к механическим и абразивным воздействиям.

Создать действительно устойчивый материал удалось команде исследователей под руководством главного научного сотрудника Института физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН Людмилы Бойнович. Они показали, что сочетание химической функционализации, лазерной химической модификации и текстурирования позволяет менять структуру поверхности металлических сплавов, добиваясь необходимых свойств.

Эффективность нового подхода авторы продемонстрировали на примере сплавов алюминия. Было показано, что лазерная обработка приводит к образованию на поверхности достаточно мощных слоев гамма-оксида и оксинитрида — механически и химически крайне стойких соединений алюминия. Кроме того, на поверхности формируется система наноразмерных пор, которые при обработке накапливают гидрофобные вещества. При механическом повреждении поверхности этот пористый слой гасит нагрузки, а высвобождающиеся гидрофобные молекулы выходят на поверхность материала и «залечивают» его.

«Выполненные нашей группой работы не только привели к созданию материалов с уникальными водоотталкивающими свойствами, но и позволили преодолеть многие классические недостатки алюминиевых сплавов, такие как эрозия под абразивными нагрузками, слабая стойкость к ударным тепловым нагрузкам, склонность к точечной коррозии и слабая химическая стойкость в агрессивных жидких и газообразных средах», — резюмировала Людмила Бойнович.

О новом методе авторы пишут в статье, опубликованной журналом ACS Nano. Коротко о нем рассказывает пресс-релиз Российского научного фонда (РНФ), при поддержке которого и была проведена работа.

Также ученые из Екатеринбурга разработали метод синтеза звездообразных наночастиц серебра для защиты поверхностей от коррозии.