Найдено доказательство связи сидячего образа жизни и набора веса

Ученые из Швеции, Канады и США обнаружили новую, ранее неизвестную систему регуляции массы тела, которая связана с клетками костной системы — остеоцитами.

Механизм, связанный с регуляцией аппетита и изменениями массы тела, имеет давнюю эволюционную историю и довольно хорошо изучен. Ранние исследования показали, что ключевую роль в этих процессах играет гормон лептин. Он работает по принципу обратной связи: если энергетических ресурсов (запасов жира и глюкозы) в организме много, уровень лептина повышается и это стимулирует нервную систему подавлять чувство голода. Но, как оказалось, лептин-зависимая регуляция контроля энергетических ресурсов не единственная в организме животных. И вторая регуляторная система может быть связана с нашими костями и привычкой много сидеть.

В своем новом исследовании ученые провели эксперимент с крысами и мышами, которых искусственно сделали тяжелее. Одной группе подопытных грызунов имплантировали в брюшную полость капсулы, весившие 15% от веса животных. Второй, контрольной группе в брюшную полость вживили пустые капсулы. После окончания эксперимента, который продолжался 14 дней, ученые взвесили обе группы животных.

Их взвешивание показало, что вес грызунов в обоих группах сравнялся к концу исследования. Причем наблюдения показали, что животные с капсулой в 15% веса добились выравнивания своего веса с нормальными сородичами, естественно сократив свой рацион: они стали меньше есть и похудели. Причем, когда грызунам удалили вшитую «тяжелую» капсулу, они снова быстро стабилизировали свой вес до нормального, увеличив свой рацион. И набор-снижение веса у животных, как отмечают ученые, происходил именно из-за изменения энергетических ресурсов — жировой массы, а не скелетных мышц.

Ученые предположили, что своеобразными датчиками, пославшими в мозг грызунов сигнал об увеличившейся массе тела, могут служить клетки костной ткани — остеоциты. Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи для эксперимента взяли остеоцитарно обедненных трансгенных мышей (то есть с меньшим количеством остеоцитов). И, как сказано в отчете, «нормальное подавление массы тела у искусственно потяжелевших мышей исчезло у грызунов с обедненными остеоцитами». То есть вместе с остеоцитами у трансгенных мышей пропали и датчики, посылавшие сигнал об увеличении массы тела.

По мнению ученых, их открытие имеет большое практическое значение, так как оно объясняет, почему у людей, склонных к сидячему образу жизни, нарушается нормальная регуляция набора веса. Когда человек много сидит, давление его массы на кости и остеоциты ослабляется и организму кажется, что масса тела в порядке.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Также недавно ученые окончательно доказали, что регулярное употребление сладких напитков ведет к ожирению.