Найдена, вероятно, самая древняя жертва цунами

Международная команда ученых представила результаты нового анализа черепа древнего человека, найденного почти 90 лет назад. Оказалось, что в его гибели, вероятнее всего, виновато мощнейшее цунами.

В 1929 году австралийский геолог Пол Хосфелд обнаружил в пещере близ города Аитапе (Папуа Новая Гвинея) череп древнего человека. Находка представляла большой археологический интерес. Ученые долгое время считали, что череп принадлежит Homo erectus, пока радиоуглеродный анализ костей не показал, что человек жил 3500—7000 лет назад. Уровень моря в то время был выше, и эта территория была фактически прибрежной.

В 2014 году исследователи под руководством профессора Джеймса Гольфа из Сиднейского университета посетили пещеру и взяли образцы отложений на ее стенах для анализа, в том числе оценки гранулометрического и геохимического состава. Картина оказалась очень похожей на ту, какую оставило после себя разрушительное цунами 1998 года, бушевавшее на этих же территориях и погубившее более двух тысяч человек. Кроме того, в пещере были обнаружены остатки микроорганизмов из океана и специфический осадок в почве.

Фрагмент черепа, найденного близ города Аитапе. Фото: Arthur Durband

Благодаря уточненным данным радиоуглеродного анализа, ученые установили, что бедствие случилось здесь около шести тысяч лет назад. Место, где был обнаружен череп, в те времена представляло собой прибрежную лагуну. Так как пещера была затоплена и череп нашли именно там, высока вероятность, что именно там человека и застало цунами.

«Мы пришли к выводу, что человек, погибший здесь, вероятно, самая древняя из известных нам жертв цунами», — поясняет профессор Гольф.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале PLOS ONE.

Недавно ученые обнаружили череп древнего «брата» обезьян и человека.