Найден новый вид ископаемых членистоногих

Палеонтологи из Университета Торонто и Королевского музея Онтарио обнаружили новый ископаемый вид членистоногих, живших на Земле во время «кембрийского взрыва» 500 млн лет назад.

Членистоногие — самая многочисленная группа живых организмов на Земле, она включает в себя насекомых, ракообразных, паукообразных и многоножек. Один из подтипов этой группы образуют жвалоносные (или мандибулаты). Свое название эти членистоногие получили благодаря жвалам (мандибулам) — верхним парным челюстям, которые служат для разгрызания-размельчения пищи и для построения гнезд. До недавнего времени ученым было мало известно, как эволюционировали эти существа и кто мог быть их предком. Как пишут ученые, «несмотря на колоссальное разнообразие, происхождение мандибулатов в значительной степени оставалось загадкой, и до сих пор у нас были лишь редкие намеки на то, как выглядели первые членистоногие с мандибулами».

Новая находка, сделанная канадскими палеонтологами, может частично устранить этот пробел. Вблизи Мраморного каньона, на территории национального парка Кутеней, в осадочных породах возрастом 508 миллионов лет было найдены затвердевшие останки хорошо сохранившегося членистоногого, получившего название Tokummia katalepsis. Это древнее существо размером всего 10 см было морским хищником и имело довольно необычную внешность: у него было 50 ног, две большие передние клешни, напоминающие консервный нож, глаза на «стебельках» и раковина, похожая на палатку. При помощи плоских веслообразных лапок, находившихся на концах многочисленных ножек, Tokummia хорошо плавала в древних морях и передвигалась по дну. Причем плавала она, используя задние пары ног, а ходила — передними.

Ученые обнаружили у нового членистоногого широкие, острые и зазубренные мандибулы, которыми оно хватало, удерживало, раздавливало и размельчало пищу. Схватив свою жертву передними клешнями, Tokummia разрезала пойманную плоть на маленькие кусочки, что делало ее эффективным хищником и очень опасным существом для того давнего времени. На данный момент это древнейшее существо со жвалами, появившееся в период так называемого кембрийского взрыва — периода быстрых эволюционных изменений, когда большинство основных групп животных впервые появились в летописи окаменелостей. Поэтому ученые считают, что именно оно — предок жвалоносных.

«Наше исследование показывает, что ряд других окаменелостей из Мраморного каньона, таких как Branchiocaris, Canadaspis и Odaraia, образуют с Tokummia группу ракообразных, которые мы можем теперь разместить у основания подтипа мандибулатов», — пишут ученые.

Исследование опубликовано в журнале Nature.

Ранее палеонтологи нашли другое существо из подтипа жвалоносных. По-видимому, оно переносило потомство в капсулах, прикрепленных к телу.