Награда и наказание не мотивируют подростков

Ученые из Кембриджского и Рочестерского университетов выяснили, что стимулирование не влияет на качество выполнения когнитивных задач у подростков.

Для нас привычно, что вознаграждение и наказание мотивируют работать быстрее и качественнее. Исследование ученых из Великобритании показало, что для подростков такого строгого правила нет. Связано это, по-видимому, с продолжающимся развитием головного мозга, не завершившимся процессом формирования связей между областями мозга.

Участниками исследования стали 88 молодых людей в возрасте от 13 до 20 лет. Им предстояло решать задачи за финансовое вознаграждение, при неверных же решениях с участников брали штрафы. Оказалось, что участники в возрасте 19−20 лет лучше справлялись с задачей, когда на кону стояло высокое вознаграждение или высокий штраф. Для младших же подростков такой зависимости не наблюдалось. Во время решения задач всем испытуемым проводилось МРТ-сканирование.

Авторам исследования удалось показать, что существует заметная разница в функционировании мозга у первой и второй групп. У подростков связи между отделами мозга, отвечающими за реакцию на вознаграждение и когнитивные функции, оказались намного более слабыми, чем у юношей и девушек 19−20 лет. При этом высокие ставки еще больше усиливали активность мозга в формировании таких связей.

Ученые подчеркивают, что результаты исследования должны повлиять на подходы к обучению подростков.

Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Ранее ученые выяснили, что подростки стали медленнее взрослеть.

Интернет-зависимость угнетает мозг, как депрессия

Ученые из Южной Кореи выяснили, что то, как зависимость от интернета и смартфонов влияет на химический состав мозга, похоже на действие депрессии и тревоги.

Ученые из Университета Корё (Сеул) провели исследование биохимии мозга девятнадцати человек, средний возраст которых составил 16 лет, страдающих от интернет-зависимости. В ходе исследования ученые с помощью магнитно-резонансной спектроскопии измерили содержание в мозге испытуемых двух нейромедиаторов — гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) и глутамата. В эксперименте была и контрольная группа, состоявшая из здоровых участников.

ГАМК — это нейромедиатор, который оказывает тормозящий эффект на нейроны. К примеру, именно повышением содержания ГАМК под действием алкоголя объясняется «отупляющее» действие спиртного. Кроме того, ГАМК подавляет нежелательные мысли. Глутамат же, наоборот, оказывает возбуждающий эффект.

Сначала содержание нейромедиаторов измерили у всех участников эксперимента. После этого двенадцать человек из экспериментальной группы в течение девяти недель проходили курс когнитивно-поведенческой терапии, который должен был помочь им избавиться от зависимости. После курса уровень нейромедиаторов снова измерили.

Оказалось, что у участников эксперимента с интернет- и смартфон-завивисмостью содержание ГАМК преобладает над глутаматом в передней поясной коре — области мозга, которая принимает участие в принятии решений, ожидании награды, эмпатии и эмоциях. У тех участников, которые прошел курс терапии, соотношение ГАМК к глутамату стало нормальным или приблизилось к нему. [ ... ]

Разговор со своим аватаром помогает перестать слышать голоса

Ученые из Королевского колледжа Лондона использовали цифровые аватары, чтобы заставить замолчать «голоса в голове» у шизофреников.

От слуховых вербальных галлюцинаций обычно уничижающей или угрожающей природы страдают 60—70% пациентов с диагнозом «шизофрения». Как правило, это могущественные, доминирующие голоса, которым невозможно не повиноваться и которые дают опасные для пациента или окружающих приказы или унижают больного.

Медикаментозная терапия помогает ослабить их проявления, однако около 25% больных продолжают испытывать галлюцинации, несмотря на лечение. Определенным эффектом в борьбе с галлюцинациями обладает когнитивная бихевиоральная психотерапия, но ее эффективность обычно оценивается на уровне от слабого до среднего. Поэтому актуальной остается разработка новых методик, помогающих справиться с галлюцинациями. Один из таких новых подходов, так называемую аватар-терапию, испытали ученые из Института психиатрии Королевского колледжа Лондона.

Аватар-терапия представляет собой методику, при которой звучащий в голове пациента голос персонализируется на мониторе компьютера, и таким образом пациент может его видеть «вне своей головы» и вести с ним диалог. Озвучивает цифрового аватара психотерапевт, который находится в другой комнате, при этом тембр и тон его голоса имитируют звучание голоса в голове пациента. В то же время психотерапевт может выступать и в роли самого себя, комментируя разговор пациента с аватаром и поддерживая его.

Во время 50-минутной сессии аватар становится менее враждебным и постепенно в течение курса терапии теряет свою власть над больным. Ключевым моментом терапии является тот факт, что психотерапевт встраивается в отношения между пациентом и «его голосом» и начинает управлять их отношениями изнутри, помогая пациенту обрести власть над галлюцинацией. [ ... ]

Голуби видят время как приматы

Ученые из США выяснили, что голуби воспринимают пространство и время примерно так же, как и приматы. Для голубя долгим или коротким может быть как отрезок на экране, так и время, а сам отрезок может быть и частью линии, и периодом времени.

Исследования, которые ранее проводили на человеке и других приматах, показали, что их восприятие времени и пространства взаимосвязано: испытуемым кажется, что чем больше объект, тем дольше его показывают. По мнению ученых, это значит, что за восприятие времени и пространства отвечает «система общих величин», которая находится в теменной коре мозга. Ученые из Университета Айовы провели эксперимент на голубях, чтобы выяснить, существует ли такая система у птиц, ведь у них нет теменной коры.

Эксперимент проводили по той же схеме, что и в случае с приматами. Голубям показывали две линии по очереди — короткую и длинную (6 и 24 сантиметра соответственно), и голуби должны были клюнуть правильную кнопку, чтобы оценить линию как «длинную» или «короткую». Обучение подкрепляли угощением.

Затем голубей учили оценивать продолжительность времени. Птицам опять показывали линии — одинаковой длины, но разное время, от двух до восьми секунд. Голуби также должны были клюнуть кнопку, означающую, что отрезок показывали долго, либо кнопку, которая значит, что отрезок показывали недолго. Обучали птиц, давая еду за правильный ответ.

Обучив голубей, ученые стали показывать им отрезки самой разной длины и разное время — по две секунды, по три, по пять и так далее. Птицы должны были решить, какой отрезок можно уверенно назвать длинным, а какой — нет. С временем — то же самое: голуби на свой вкус определяли, какое время демонстрации линии считать длинным, а какое коротким. [ ... ]