На Большом адронном коллайдере открыли новый класс частиц — пентакварки

Эксперимент LHCb Большого адронного коллайдера сообщил об экспериментальном открытии нового класса ранее предсказанных теоретически частиц — пентакварков.
Статья, рассказывающая об этой работе, отправлена в научный журнал Physical Review Letters. Пентакварк — частица, состоящая из пяти кварков, — был впервые теоретически предсказан российскими учеными Д.И. Дьяконовым, М.В. Поляковым и В.Ю. Петровым (Петербургский институт ядерной физики) в 1997 году.

Подробнее об открытии читайте в эксклюзивном интервью одного из авторов работы Ивана Беляева.

«Пентакварк — это не просто новая частица. Он представляет совершенно новый механизм объединения кварков — именно из них состоят обычные протоны и нейтроны. Ничего подобного наука не видела за все 50 лет существования экспериментальной физики частиц», — сказал руководитель эксперимента LHCb Гай Уилкинсон, слова которого приводит пресс-служба CERN.

Изучение пентакварка позволит ученым лучше понять, как устроена материя — те же нейтроны и протоны — из которой мы состоим.

LHCb — один из четырех больших экспериментов Большого адронного коллайдера в CERN (Женева, Швейцария). На двух других — ATLAS и CMS — в 2012 году был открыт бозон Хиггса — частица, ответственная за существование массы во Вселенной.

Работы российских ученых на LHCb (LHC — Large Hadron Collider, БАК, а b происходит от слова beauty — «красота», потому что этот детектор изучает так называемые «прелестные» кварки) координирует ИТЭФ (подробнее о работах российских ученых на LHCb можно почитать в интервью Виктора Егорычева), а финансово поддерживает их ФЦП «Исследования и разработки» Минобрнауки России (проект 14.610.21.0002).