На Кунашире обнаружили новые виды необычных растений

По разнообразию криптогамных видов этот остров Курильской гряды находится на первом месте в России.

Биологи из Ботанического сада-института Дальневосточного отделения РАН и Центрального сибирского ботанического сада Сибирского отделения РАН в августе — сентябре 2018 года провели экспедицию в труднодоступные районы острова Кунашир (Большая Курильская гряда). В результате им удалось обнаружить там ранее не наблюдавшиеся ни на самом острове, ни в России вообще криптогамные виды. О происходящем сообщает сайт государственного заповедника «Курильский».

Криптогамной (тайнобрачной) биотой называют растения и растениеподобные организмы, размножающиеся, как правило, спорами. Сюда входят мхи, печеночники, лишайники, грибы и наземные водоросли. В отличие от более привычных нам сложных растений, криптогамные могут жить почти на любых субстратах, поскольку мало требовательны к почве. До сих пор считалось, что криптогамная биота южных Курильских островов насчитывает 30—40 видов, однако исследователи еще до начала работы сильно сомневались в этом. Теперь составлены более полные списки. В них уже 230 видов печеночников и 400 видов мхов. Это больше, чем известно для большинства других регионов России, при том что они куда крупнее маленького Кунашира.

Во время последней экспедиции найдены не только представители уже известных видов, но и несколько ранее не встречавшихся в нашей стране — например, мох гукерию остролистную (Hookeria acutifolia), субтропический организм, до сих пор считавшийся не «заходящим» севернее Японии. Теперь Кунашир — самая северная точка, где его удалось зафиксировать в Восточном полушарии. Исследователи также обнаружили несколько других видов криптогамной биоты, которые не соответствуют имеющимся данным о встречаемости, но пока не называют их, желая сперва еще раз удостовериться в видовой принадлежности находок с помощью исследований в лаборатории.

Изучение мхов и печеночников на востоке и севере нашей страны приобретает все большее значение. Мхи и печеночники могут существовать там, где обычные растения не появляются — на очень неглубоких почвах, почти без органики. В то же время они куда сильнее, чем более сложные растения, сдерживают эрозию в таких местах и не дают углекислому газу из почв попадать в окружающую среду. Поэтому от понимания границ их приспособляемости к условиям глобального потепления зависят и корректные прогнозы его скорости, необходимые для заблаговременного планирования ответа на происходящие в природе процессы.