На Кавказе занимались виноделием еще в неолите

Фото: Csaba Peterdi / Фотодом / Shutterstock

Специалисты из США, Грузии, Италии и Франции проанализировали биохимический состав веществ, впитавшихся в керамические изделия с юга Кавказа эпохи неолита, и обнаружили древнейшие молекулярные свидетельства виноделия на Ближнем Востоке.

В работе исследователи изучали остатки глиняных изделий, обнаруженные на территории археологических раскопок так называемой шулавери-шомутепинской культуры, существовавшей в Закавказье в неолитическом периоде. При этом для анализа выбирали самые хорошо сохранившиеся образцы, которые удалось максимально точно датировать. В исследование вошли глиняные черепки, отнесенные к 6000—5800 гг. до н.э. По предположениям ученых, сосуды большой емкости служили для ферментации, вызревания и подачи вина.

Чтобы определить химический состав выделенных из остатков древней керамики веществ, ученые использовали методы Фурье-спектроскопии в инфракрасной области, а также масс-спектрометрический анализ. Благодаря этим подходам исследователи обнаружили следы винной, яблочной, янтарной и лимонной кислот. Все эти соединения являются биомаркерами винограда культурного Vitis vinifera.

Подтвердить гипотезу о находке самых древних следов виноделия на Ближнем Востоке ученым помог археоботанический анализ, обнаруживший на стенках глиняных сосудов того же периода следы виноградной пыльцы, крахмала и остатков эпидермиса — внешней покровной ткани растений. Предположение соответствует климатическим и экологическим реконструкциям того периода.

Из полученных данных авторы работы сделали вывод об изобилии винограда культурного в этом регионе в раннем неолитическом периоде, а также распространенности виноделия уже в начале шестого тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке. Как и в современной Грузии, вино в те времена служило лекарством, ценным товаром и «социальной смазкой», что сделало его центром религиозной и социоэкономической жизни древнего общества, считают ученые.

Статья с описанием археологических находок и результатами биохимического анализа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

А в прошлом году другая исследовательская группа обнаружила на севере Китая древнюю пивоварню и даже восстановила рецепт пива, которое варили почти 5000 лет назад. Подробнее об этом читайте в материале «Чердака».