На карту России нанесли цунами

Ученые из Института вычислительных технологий (ИВТ) и Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН создали карту цунами-опасности в регионах России.

По словам руководителя проекта — доктора физико-математических наук Леонида Чубарова, представляющего ИВТ СО РАН, идея проекта родилась из необходимости решить крупную и важную задачу — оценить риски цунами.

«Оперативный прогноз разрушительных волн более или менее успешно решается с помощью службы предупреждения о цунами, действующей на Дальневосточном побережье РФ с 1958 года. Однако карты долгосрочной цунами-опасности, необходимой администрациям регионов, строителям и МЧС, до сих пор не было», — говорит Чубаров.

Главная цель проекта — создание вероятностной методики оценки цунами-опасности и воплощение ее в рамках высокотехнологичной информационно-экспертной системы, пригодной для использования в конкретных проектах.

«Казалось бы, период в 200 лет находится далеко за пределами «горизонта планирования» человеческой деятельности. Да, это правда: разрушительные цунами — редкое природное явление, и на отдельном участке побережья наблюдаются не чаще одного раза в 50−100 лет. Однако не учитывать возможность их появления нельзя. Последнее десятилетие дало нам примеры реализации событий очень маловероятных, но повлекших крайне тяжелые последствия. Например, мегацунами 2004 года в Индонезии, цунами Тохоку 2011 года в Японии, где предыдущее событие подобного масштаба случилось почти 1100 лет тому назад. Тем не менее оба эти события произошли на наших глазах и оказались совершенно неожиданными, даже для Японии, где на всем восточном побережье стоят десятки памятников жертвам цунами.

В качестве демонстрации методики в действии были рассчитаны обзорные карты цунами-опасности всего Дальневосточного побережья России и отечественной части побережья Черного моря на периоды в 100, 200, 500 и 1000 лет. Они позволяют количественно сравнивать уровни угрозы на различных частях берегов РФ и определять участки, нуждающиеся в детальном цунами-районировании. Детальные карты впоследствии должны послужить руководством для проектировщиков и строителей.

Помимо создания математических моделей ученые проанализировали массив наблюдений по сейсмологии и региональной сейсмотектонике, выбрали на его основе правильные закономерности повторения цунамигенных землетрясений различной магнитуды и провели большой объем сценарных расчетов, которые выполнялись на кластере Новосибирского госуниверситета. Кроме того, помимо Дальневосточного побережья в проект добавили оценку цунами-опасности Черного моря, что было актуальным в связи с планировавшимся созданием на нем службы предупреждения о цунами

Выводы, сделанные учеными, говорят о необходимости создания службы предупреждения о цунами.

О проекте сообщает издание «Наука в Сибири».

Новый опасный золотистый стафилококк пришел в Россию из Сектора Газа

Исследователи из Детского научно-клинического центра инфекционных болезней (ДНКЦИБ) обнаружили в России новые генетические линии золотистого стафилококка, пришедшие с Ближнего Востока и из Европы, и некоторые из них опасны для человека.

Золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) — микроорганизм, вызывающий разнообразные инфекции у человека, начиная от воспаления кожи и заканчивая тяжелыми инфекциями кровотока. До внедрения пенициллина в клиническую практику S. aureus был главной причиной летальных исходов при бактериальных инфекциях. Этот микроорганизм может абсолютно бессимптомно колонизировать кожные покровы и носоглотку у человека и животных. Однако настоящую угрозу представляют метициллинрезистентные стафилококки (Methicillin-resistant S. aureus — MRSA).

Этот тип золотистого стафилококка обладает множественной лекарственной устойчивостью: он невосприимчив к действию всей группы бета-лактамных антибиотиков, куда входят пенициллины. Из-за того что устойчивость дополняется резистентностью (способностью к сопротивлению) и к другим антибиотикам, выбор препаратов для лечения инфекций, вызванных MRSA, весьма ограничен.

С MRSA часто связаны внутрибольничные инфекции. В больницах пациенты с открытыми ранами и с ослабленной иммунной системой подвергаются большему риску инфицирования, чем другие пациенты. В недавно опубликованном исследовании ученые подсчитали, что время пребывания пациента в стационаре с MRSA-инфекцией достигает 76 суток. Поэтому в 2016 году этот штамм включили в список микроорганизмов, угрожающих человечеству.

Как и многие бактерии, MRSA размножается делением клетки. В колонии можно выделить как относительно «безобидные» клоны, так и, наоборот, опасные — высоковирулентные, способные к заражению и устойчивые к новым антибиотикам. Клоны MRSA связаны с определенной географической территорией: одни генетические линии охватывают огромные территории и, наоборот, можно выделить клоны-эндемики (например, высоковирулентный клон ST8-USA300 встречается только в США). [ ... ]

Российские геологи обнаружили потенциальный источник синтетической нефти

Геолог Казанского федерального университета оценили запасы сланцевой нефти в Татарстане (Доманикова свита) как «колоссальные». Ученые полагают, что исследованные месторождения могут стать источником синтетической нефти.

«Если посмотреть на карту, то Баженовская и Доманиковая свиты представляют собой просто колоссальные площади сланцевых отложений с более-менее равномерным распределением органического вещества. Но где-то оно более зрелое, где-то менее. И задача состоит в том, чтобы определить, где бурение новых скважин будет рентабельно. Баженовскую свиту в этом плане уже практически всю изучили. С Доманиковой всё сложнее. Комплексного картирования не проводилось, в том числе и в Татарстане. И нам предстоит это исправить. В том числе, обозначить участки с наиболее оптимальными условиями для добычи сланцевой нефти — „сладкие пятна“, как называют их на Западе», — отметили в лаборатории НИЛ «Внутрипластовое горение».

По словам руководителя НИЛ «Внутрипластовое горение» Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Алексея Вахина, результаты лабораторного моделирования техногенного созревания органического вещества могут послужить основанием для разработки технологий освоения такого типа отложений, как например, внутрипластовый ретортинг — это процесс образования синтетической нефти в результате теплового воздействия на кероген — полимерные органические материалы, которые расположены в нефтеносных сланцах и являются одной из форм нетрадиционной нефти.

Полученные результаты стали основанием для старта второго, более масштабного, этапа проекта по изучению доманиковых отложений. Теперь ученым САЕ «ЭкоНефть» предстоит оценить потенциальный объем ресурсов сланцевой нефти на востоке Татарстана, изучить геохимические и геомеханические свойства доманиковых продуктивных толщ.

Также они определят наиболее оптимальные участки для проведения промышленных испытаний и разработают методики по поиску перспективных объектов нетрадиционных трудноизвлекаемых запасов. [ ... ]

Российские ученые научились измерять скорость движения эритроцитов по капиллярам

Уникальная система, разработанная российскими учеными, позволит оценить кровоснабжение тканей больного по главному объективному показателю — скорости движения эритроцитов в отдельных капиллярах.

Изучение формы и состояния капилляров позволяет оценить состояние кровеносной системы в целом. Однако один из ключевых параметров — скорость движения по ним крови и кровяных телец — до сих пор не поддавался прямым измерениям. Впервые этого добились российские ученые, разработавшие специализированную систему видеосъемки с высоким пространственно-временным разрешением.

Система включает микроскоп, высокоскоростную камеру и компьютерные алгоритмы обработки и анализа полученных данных, которые способны установить форму и размеры каждого отдельного капилляра и зарегистрировать скорость движения эритроцитов вдоль его центральной линии.

«Хотя прибор достаточно простой, он способен помочь добиться объективных диагностических показателей и установить закономерности развития патологии. Кроме того, это абсолютно безболезненная, безвредная, комфортная для пациента процедура», — цитирует ведущего автора исследования Игоря Гурова пресс-служба Университета ИТМО.

В самом деле, кровоснабжение биологических тканей служит одним из ключевых показателей ее состояния. Более того, при некоторых патологиях состояние сосудов внешне может оставаться в норме, поэтому ключевой и объективной характеристикой кровотока способна служить именно скорость движения эритроцитов. Другие методы либо не могут обеспечить объективной и точной картины, либо не позволяют проводить достаточно длительные измерения в отдельных капиллярах. [ ... ]