Мыши чуют боль сородичей

Биологи из Орегонского университета науки и здоровья выяснили, что с помощью обоняния мыши чувствуют боль друг друга на расстоянии.
Ученые убеждены, что между болью и психосоциальной обстановкой в сообществе животных существует связь, хотя механизмы передачи боли до сих пор не выявлены.

Ученые из Орегонского университета науки и здоровья провели исследование социальной передачи боли, демонстрирующее, что мышь, находящаяся в том же помещении, что и мышь, переживающая боль от воспаления или выходящая из морфиновой или алкогольной интоксикации, демонстрируют высокую болевую чувствительность — гиперальгезию.

Для этого мышей разделили на две группы. Одной группе вводили фосфатно-солевой раствор, провоцирующий воспаление и гиперальгезию, а другой — адьювант, вещество, усиливающее иммунный ответ. В итоге мыши, которым вводили адьювант, находясь в одном помещении с другой группой, демонстрировали повышенную гиперальгезию. Когда их содержали отдельно, такого эффекта не наблюдалось.

«Передачу гиперальгезии к наблюдающим мышам опосредуют обонятельные сигналы. Это можно измерить механическими, температурными и химическими тестами», — говорится в статье.

Гиперальгезия у мышей-наблюдателей не сопровождается тревогой или изменением уровня гормонов стресса, так что ее нельзя объяснить «заражением эмоцией» или тем, что их гиперальгезия вызвана их собственным стрессом. Таким образом, гиперальгезия может с помощью обоняния передаваться и мышам, которые просто «наблюдают» за своими сородичами. Задействованы ли в этом процессе еще какие-нибудь органы чувств, выяснить в ходе эксперимента не удалось.

Также выяснилось, что мыши-самки оказались более чувствительны к гиперальгезии, чем самцы, они также демонстрируют больший уровень эмпатии, а это значит, что социальная передача боли может быть важным фактором в болезнях, которыми страдают преимущественно женщины, таких как мигрень. По мнению ученых, эти выводы показывают важность изучения среды и социальной обстановки в доклинических исследованиях боли.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.