Китайские палеонтологи купили в Мьянме кусок янтаря с мезозойским птенцом

Птенец энанциорнисовой птицы, найденный в Мьянме. Фото: Jingmai K. O'Connor

Ученые из Китая обнаружили в куске древней смолы почти целого птенца из группы энанциорнисовых птиц, который жил примерно 98 миллионов лет назад.

Энанциорнисовые птицы — группа древних птиц, представители которой жили в меловом периоде и довольно заметно отличались от современных, например наличием зубов.

Ученые исследовали птенца и составили его описание. Птица жила в лесу (смола, по мнению ученых, вытекла из кипариса или араукарии) и погибла в очень юном возрасте — размер птенца всего около трех сантиметров. Возможно, на момент гибели птенцу было около недели: исследователи сделали такое предположение, проведя аналогию с современными лесными птицами, чьи птенцы развиваются похожим образом.

По словам палеонтологов, птенец, скорее всего, был выводковым, то есть весьма самостоятельным: несмотря на юный возраст, он был оперен и, возможно, умел летать (так, птенцы современных сорных кур могут летать уже через сутки после вылупления). В пользу этого говорит и то, что из всех птиц мелового периода птенцов находят только у группы энанциорнисовых — их птенцы раньше покидали гнездо и поэтому чаще гибли.

Ученые считают, что птица жила на деревьях, хотя птенцы современных древесных птиц после вылупления очень слабы, слепы и не могут не то что летать, но просто с трудом едят. Перья, покрывающие птенца, нельзя назвать современными — они больше похожи на перья, которые носили двуногие ящеры, жившие в то же время.

Кусок янтаря с энанциорнисовым птенцом, как и предыдущую находку, останки пернатого целурозавра, исследователи купили на базаре в Мьянме.

Находки в янтаре ученые очень ценят, потому что в них сохраняется не только скелет, но также хорошо заметны перья и даже особенности строения мягких тканей. Китайские ученые надеются, что месторождения бирманского янтаря дадут им еще больше находок и позволят лучше узнать, как развивались первые птицы.

Исследование описано в журнале Gondwana Research.