Мягкие роботы склеивают себя сами

Группа ученых из Бельгии разработала материал для мягких роботов, который может полностью восстанавливать первоначальные свойства после механических повреждений.

Мягкие роботы (т.е. роботы из эластичного материала) получают все более широкое применение. Они более безопасны для среды, с которой взаимодействуют, а также для человека (социальные роботы).

До настоящего момента у этих роботов имелся недостаток: материал, из которого они делаются, подвержен механическим повреждениям, которые невозможно восстановить.

Группа ученых из Бельгии взялась решить эту проблему. С помощью обратимой реакции Дильса-Альдера на основе органических соединений фурана и малеимида был синтезирован полимер, который может восстанавливать целостность после механических повреждений изделия. Процесс синтеза позволяет настроить такие свойства материала, как эластичность, прозрачность, плотность и т.п., то есть адаптировать материал для различных задач, выполняемых роботами.

Свойства материала экспериментально проверили в трех устройствах: мягкое захватное устройство, мягкая рука и искусственные мышцы. Для эксперимента использовали самую эластичную разновидность полимера.

В ходе исследования изделиям из полимера наносили порезы. Затем материал нагревали в специальной камере до 80 градусов Цельсия. При нагревании связи между частицами полимера нарушались и образовывались функциональные группы фурана и малеимида. Высокую температуру поддерживали от 20 до 40 минут (изотермическая стадия), чтобы связи между молекулами окончательно распались и частицы стали мобильными.

После окончания изотермической стадии температуру в камере постепенно понижали до 25 градусов. Тогда молекулярные связи в полимере восстанавливались, что приводило к восстановлению целостности материала (по сути, синтез материала происходил заново).

Таким образом, материал вернул себе первоначальные свойства в течение 24 часов. Эксперименты показали, что все виды устройств (захватное устройство, мягкая рука и искусственные мышцы) сохранили свои функции после механических повреждений.

Помимо эластичности и способности к самовосстановлению другое важное свойство нового материала — экологичность: он легко подвергается переработке.

Исследование опубликовано в журнале Science Robotics.

Ранее ученые создали биоробота на основе полимера и мышц морского зайца.