Африканские муравьи уносят раненых с поля боя

Немецкие энтомологи выяснили, что хищные африканские муравьи, раненные в «бою» с термитами, могут подавать сигналы тревоги своим сородичам, после чего те эвакуируют их назад в муравейник.

Крупные муравьи Megaponera analis, живущие к югу от Сахары, известны своей массовой и сложно организованной охотой на термитов: в день они проводят до четырех рейдов, в которых участвуют до 500 муравьев. Термитов от хищников защищают сильные сородичи-солдаты, способные, например, оторвать нападающему конечность или нанести другие серьезные травмы.

Ученые из Вюрцбургского университета считают, что муравьи в свою очередь справляются с высокими рисками «боевых потерь», помогая своим раненым безопасно добраться до муравейника. Раненый муравей подает химический сигнал сородичам, и те не только уносят его с «поля боя», но и спасают от термитов, которые иногда повисают на хищнике.

Исследователи три года следили за 52 колониями муравьев в саванне на севере Кот-д'Ивуара. Пронаблюдав в общей сложности 420 рейдов, ученые обнаружили, что в среднем за день муравьи «эвакуировали», то есть унесли с места атаки назад в муравейник, от 9 до 15 раненых сородичей. С учетом того, что в день в муравейнике у этого вида рождается всего около 13 муравьев, это значимое для колонии количество спасенных, пишут авторы статьи.

Чтобы убедиться, что муравьи действительно обращают внимание на раненых товарищей, ученые отрывали отдельным насекомым ноги и помещали их перед идущей колонной — раненых неизменно уносили с собой, но только своих (на чужаков из других колоний нападали) и только сразу после охоты и по пути назад в муравейник, не до нее.

Ни один «эвакуируемый» муравей за все время наблюдения не подвергся никакой опасности по пути в муравейник. А когда ученые в порядке эксперимента стали снимать раненых с сородичей и заставлять возвращаться домой самостоятельно, примерно треть погибла по пути (в основном их съели пауки).

«Спасенные» муравьи, которых ученые помечали краской, почти всегда потом участвовали в последующих рейдах, иногда менее чем через час после получения травм. Муравьи, лишившиеся конечностей, в течение суток после возвращения в муравейник успешно адаптировались к новому состоянию и бегали почти так же быстро, как здоровые насекомые.

Авторы статьи отмечают, что другие группы ученых уже наблюдали у муравьев похожее поведение: насекомые выкапывают сородичей, попавших под завалы, и вытаскивают их из ловушек муравьиного льва. Но в данном случае раненых муравьев — даже тех, кто навсегда потерял конечность, — спасают не от конкретной угрозы задохнуться или быть съеденным, а, скорее, от абстрактной опасности не добраться до дома, отмечают исследователи.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Ранее ученые выяснили, что другой вид муравьев умеет делать средство от плесени, с помощью которого защищается от паразитических грибков.

Ольга Добровидова