Мумифицированная лошадь из Якутии оказалась болотной кобылой

Она была приспособлена передвигаться по трясинам, выдерживать холода и погибла от лап медведя или из-за атаки волков.

Сотрудники нескольких российских исследовательских организаций совместно с учеными из США изучили морфологию мумии лошади, найденной в 2010 году членами общины Юкагир. Они определили возраст, в котором погибло животное, и его пол. Также ученые выявили адаптации найденного животного к его среде обитания — влажной болотистой тундре. Научная статья с детальным описанием находки опубликована в журнале Mammal Research.

Тушу лошади обнаружили летом 2010 года у берегов пролива Дмитрия Лаптева в подтаявшем грунте в местности Ойогосский яр (Якутия) члены родовой общины Юкагир. Там же нашли останки небольшого мамонта. Мумия лошади состояла из двух фрагментов — головы с шеей и туловища с внутренними органами, задними ногами и хвостом. До 2012 года она хранилась в общине в замороженном виде, а в январе 2012 мумию перевезли в столицу Якутии, где до февраля 2014 года проводили оценку ее возраста на основе радиоуглеродного метода, микробиологический анализ ее тканей на присутствие возбудителей различных заболеваний, измерение длин различных частей тела животного, а также палинологический анализ содержимого ее кишечника (определяли, пыльца каких растений в нем присутствует).

Радиоуглеродный анализ показал, что абсолютный возраст находки составляет 4600±35 лет. На это время приходится атлантический период среднего голоцена, когда климат был более теплым и влажным, чем сейчас. Тогда на побережье пролива Дмитрия Лаптева преобладала болотистая тундра и теплое время года там было длиннее, чем сейчас, — в настоящее время окрестности Ойогосского яра свободны ото льда всего два месяца в году. Степень изношенности зубов животного указала, что оно погибло в возрасте пяти лет. У лошади не было клыков на нижней челюсти, что характерно для кобыл.

Края обоих фрагментов мумии свидетельствовали о том, что она пала жертвой охоты крупного хищника — медведя или волка. Передняя часть морды у нее была оторвана и отсутствовала, а на задней части туловища имелись следы зубов и когтей. На момент гибели животное было здорово: ни в одном из образцов его тканей не обнаружили возбудителей заболеваний ротовой полости, чумы крупного рогатого скота, бруцеллеза и сибирской язвы. В кишечнике кобылы преобладала пыльца злаков, а также фрагменты побегов тех же растений (91,6 процента), осок (4,5 процента) и мхов. Также там обнаружили зерна злаковых. Это говорит о том, что лошадь из Ойогосского яра предпочитала питаться травой, а местность, в которой она обитала, была также богата болотными растениями — мхами и осоками. Такая оценка соответствует данным о том, что в атлантическом периоде на севере Якутии осадков в год выпадало на 200 мм больше, чем сейчас.

Также авторы работы измерили длину хвоста, задних ног, ушей, головы и других имеющихся частей тела мумии и сравнили полученные данные с аналогичными параметрами для лошади Пржевальского (Equus przewalskii), мумиями ленских лошадей (Equus lenensis) из позднего плейстоцена (38 500—29 500 лет до н.э.) и современных пород домашних лошадей (Equus caballus), живущих в Якутии.

Шерсть, сохранившуюся у копыт животного, изучили под электронным микроскопом. Оказалось, что ее структура, а также длины различных частей тела и его пропорции у найденной особи ближе всего к таковым у ленской лошади. Вероятнее всего, кобыла, найденная юкагирами, принадлежит именно к этому виду. Если это утверждение верно, получается, что Equus lenensis на севере нынешней Якутии пережили экологический кризис, имевший место на границе плейстоцена и голоцена, и обитали там по крайней мере до середины голоцена.

Размер ушей и хвоста у юкагирской лошади меньше, чем у ее более южных родственников. Это говорит о том, что в ее случае выполнялось экологическое правило Аллена: чем в более суровом климате обитает млекопитающее, тем меньше у него площадь выступающих частей тела. Эта адаптация позволяет терять меньше тепла. В то же время площадь копыт найденной мумии оказалась выше, чем у других известных останков ленских лошадей. Это может свидетельствовать о том, что ей приходилось чаще передвигаться по болотистой местности и увеличенные копыта повышали ее шанс не утонуть в трясине.

Амурских тигров стало больше почти в 20 раз

Однако вместе с этим возросло и количество конфликтов хищника с человеком, приведших к гибели 33 животных.

Всемирный фонд дикой природы (World Wildlife Fund, WWF) опубликовал обзорный отчет о состоянии популяции амурского тигра. По данным природоохранной организации, благодаря целенаправленной работе удалось добиться роста численности этих животных с 20—30 особей в 1930-х годах до 540 в 2015 году. Однако экспертов беспокоит, что теперь чаще фиксируются конфликты между тигром и человеком, сообщается на сайте WWF.

За период с 2000 по 2016 год было зарегистрировано 279 конфликтных ситуаций, которые привели к гибели 33 тигров. И, по словам руководителя отдела по сохранению редких видов Амурского филиала WWF России Павла Фоменко, это число будет продолжать расти.

Согласно отчету, главной угрозой для амурского тигра по-прежнему остается браконьерство. Оно же — один из факторов роста числа конфликтов между хищниками и людьми. Дело в том, что раненые браконьерами тигры часто вынуждены искать легкую добычу, такую как домашний скот. Растущий ареал обитания амурских тигров также ведет к тому, что им приходится конкурировать с человеком (а точнее, с сельскохозяйственными животными) за территории и ресурсы.

Для разрешения конфликтных ситуаций с крупными хищниками в 2012 году по инициативе WWF в Комитете охотничьего хозяйства МПР Хабаровского края и Департаменте охотничьего надзора Приморского края были созданы специальные оперативные группы по минимизации конфликтов. Действуют на Дальнем Востоке и два реабилитационных центра для тигров и других диких животных. В период с 2000 по 2017 год в реабилитационные центры были помещены 24 тигра. В общей сложности 13 тигров были выпущены в дикую природу после реабилитации за период с 2009 по 2017 год.

Король растительных гормонов заставляет побеги тянуться и «худеть»

Сигнальное вещество под названием ауксин не только обеспечивает удлинение побегов растений, но и тормозит их расширение.

Исследователи из России, Германии, Австрии, Нидерландов и Испании показали, что гормон ауксин, ускоряющий рост верхушки основного побега, регулирует работу гена WOX4, запускающего образование древесины и рост растения в ширину. Роль отечественных ученых заключалась в том, что они определили последовательность нуклеотидов в том участке гена, на который воздействуют связанные с ауксином вещества. Научная статья опубликована в журнале Nature Communications.

Известно, что растительные гормоны из группы ауксинов (далее они собирательно называются ауксины) не только активируют рост кончика главного стебля растения к солнечному свету, но и способствуют развитию древесины. Древесина в хозяйственном смысле слова — это проводящие (ксилема и флоэма), запасающие и механические ткани, образовавшиеся из прослойки делящихся клеток — камбия. Ботаники к древесине относят только проводящую ткань ксилему. Однако оба определения подразумевают, что для формирования древесины нужен камбий. Поэтому корректнее говорить, что ауксин каким-то образом воздействует на камбий, в результате чего рост древесины ускоряется.

Как именно происходит такое воздействие, до сих пор не было ясно. Авторы новой работы восполнили этот пробел в знаниях с помощью методов молекулярной биологии и информатики. Они создали трансгенные растения резуховидки Таля (Arabidopsis thaliana) — вида, который чаще других используется в экспериментальной ботанике. В ряде растений был поврежден ген WOX4 или один из генов семейства ARF. Все они контролируют формирование камбия и образование из него предшественников проводящих тканей — протофлоэмы и протоксилемы. Белки, кодируемые генами ARF3, ARF4 и ARF5, также обеспечивают ответ клеток на ауксин.

У всех экспериментальных резуховидок перечисленные гены были изменены таким образом, чтобы кодируемые ими белки флуоресцировали (светились). Концентрацию ауксина в различных частях таких растений определяли с помощью сенсора, который также флуоресцировал, связываясь с этим гормоном. Благодаря этому в камбии удалось обнаружить популяцию клеток, где одновременно был активен ген ARF5 и наблюдалась высокая концентрация ауксина. В то же время повышенное содержание белка WOX4 наблюдалось в тех резуховидках, которым «выключили» ген ARF5. Отсюда ученые сделали предположение, что белок ARF5, активирующийся в ответ на присутствие ауксина, подавляет экспрессию гена WOX4. [ ... ]

Российские медики предложили способ остановить устойчивый к антибиотикам туберкулез

Новый алгоритм действий позволит ограничить его распространение среди пациентов тубдиспансеров.

Российские ученые в сотрудничестве с американскими коллегами создали алгоритм для наиболее быстрого и эффективного выявления случаев туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ ТБ). Это позволит снизить частоту тяжелых случаев заболевания в лечебных учреждениях и замедлить распространение устойчивости к антибиотикам среди возбудителей туберкулеза. Научная статья опубликована в The Journal of Infectious Diseases.

Ежегодно туберкулезом заболевают около 10,4 миллиона человек по всему миру. Из них у каждого двадцатого наблюдается устойчивость к изониазиду и рифампину — двум основным антибиотикам, применяющимся против возбудителя туберкулеза, палочки Коха. Хотя передача резистентных к антибиотикам палочек Коха возможна при контакте с инфицированным в любых условиях, чаще всего это происходит именно в больницах. Поэтому особенно важно как можно раньше отделять пациентов с устойчивой к лекарственным препаратам формой туберкулеза от остальных.

Чтобы добиться этого, авторы нового исследования разработали алгоритм, ускоряющий выявление и изоляцию больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью. Она включает в себя молекулярно-биологический тест, позволяющий в кратчайшие сроки определить наличие у пациента палочек Коха (Mycobacterium tuberculosis) с генами, обеспечивающими устойчивость к рифампицину и другим антибиотикам. Тех больных, у которых присутствуют такие микроорганизмы, изолируют от других пациентов и максимально быстро начинают лечить противомикробными средствами, устойчивости к которым у их патогенов не имеется (в идеале — по меньшей мере тремя препаратами сразу).

Эффективность данного алгоритма медики проверили в двух российских противотуберкулезных диспансерах — в Воронеже и Петрозаводске. Они проанализировали данные по встречаемости МЛУ ТБ среди совершеннолетних пациентов противотуберкулезных диспансеров до применения их разработки (2009—2010 годы в Воронеже и в 2010—2011 годы в Петрозаводске) и после ее внедрения (май 2013 — ноябрь 2014-го в Воронеже и весь 2014 год в Петрозаводске). Изначально всем больным помогала терапия рифампицином и изониазидом, однако некоторые в ходе пребывания в стационаре были случайно инфицированы устойчивыми к этим лекарствам палочками Коха. [ ... ]