Ученые нашли у мух эмоции

Исследователи утверждают, что мухи испытывают чувство страха точно так же, как люди. До сих пор вопрос, есть ли у насекомых эмоции, оставался открытым. Теперь мух можно будет использовать как удобную модель для изучения человеческих чувств.
Изучение эмоциональных реакций животных на внешние раздражители сложно и далеко не всегда очевидно. Специалисты могут дать определение эмоциям человека, но на вопрос о том, что такое эмоции животных и способны ли они в принципе испытывать переживания, аналогичные человеческим, однозначного ответа нет. Тем не менее эта проблема важна для ученых, ведь мозг животных и насекомых устроен гораздо проще человеческого, а значит, исследовать его проще.

Группа исследователей под руководством Дэвида Андерсона из Медицинского института Говарда Хьюза выяснила, что мухи-дрозофилы способны испытывать одну из базовых эмоций — страх. Свои результаты исследователи опубликовали в журнале Current Biology. Ученые поясняют: сложные человеческие эмоции можно разбить на более простые, так же как, скажем, оранжевый цвет можно разложить на красный и желтый. Страх характерен для всех людей, независимо от их расы, пола или социального окружения. Реакция на вызывающие испуг события одинакова: например, если человек услышит ружейный выстрел, то оторвется от того, что он сейчас делает, и постарается понять, откуда доносится звук. Если выстрел раздастся рядом, человек бессознательно пригнется, а услышав серию выстрелов, скорее всего, постарается как можно быстрее уйти из опасного района.

В экспериментах исследователей над емкостью, где обитали мухи, двигался большой темный объект, имитировавший движение человеческой руки, отмахивающейся от насекомого. Движения дрозофил и их реакция на объект фиксировались специальными камерами. Наблюдения показали, что мухи реагировали на появление неизвестного им предмета так же, как человек на звук выстрела. Насекомые замирали, пытаясь понять, движется ли объект в их направлении, а при его приближении отлетали на другой конец сосуда. Если насекомые ели, то при появлении «руки» на некоторые время оставляли еду и летали кругами. Только удостоверившись в том, что предмет удалился, они вновь принимались есть. При частых появлениях объекта мухи становились более беспокойными и им требовалось гораздо больше времени, чтобы успокоиться.

Биологи утверждают, что результаты их работы могут помочь в изучении эмоций людей: раз мухи способны испытывать страх, значит, в их мозге есть отвечающие за это нейроны. Мозг мух устроен гораздо проще человеческого, так что с его помощью можно будет исследовать основы этой эмоции.