Ученые снова не нашли значительных различий мужского и женского мозга

Ученые из Эдинбургского и нескольких других университетов провели крупнейшее на сегодняшний день исследование, чтобы выяснить, насколько отличается мозг мужчины от мозга женщины и пришли к выводу, что различия не так уж и велики.

По словам ученых, исследования половых различий структуры и работы мозга проводятся нечасто, хотя могли бы не только объяснить разницу в поведении мужчин и женщин, но и выявить причины, по которым некоторые заболевания мозга распределяются по полу неравномерно, как например синдром Альцгеймера, от которого женщины страдают чаще, чем мужчины.

В новой работе ученые использовали данные долгосрочного исследования UK Biobank, которое проводят в Великобритании с 2007 года и которое уже охватило 500 000 человек (часть данных еще не обработана). Исследователи провели анализ результатов МРТ мозга 2 750 женщин и 2 466 мужчин в возрасте от 44 до 77 лет и сравнили их мозг по объему, площади поверхности, толщине коры, микроструктуре белого вещества и функциональным связям.

Результаты показали, что в целом объем мозга больше у мужчин (особенно в областях, отвечающих за эмоции и принятие решений) но у женщин толще кора больших полушарий. Результаты тестов когнитивных способностей показали, что связи между когнитивными способностями и различиями в структуре мозга, связанными с полом, нет, хотя мужчины в целом немного превзошли женщин по вербальному и числовому мышлению и скорости реакции.

Если говорить о разнице в связях между нейронами, то ученые обнаружили, что у женщин, в среднем, больше связей в структуре, которая называется сетью пассивного режима работы мозга. Эта сеть, как считается, играет важную роль в контроле социального поведения и, по мнению ученых, большее количество связей в ней у женщин, возможно, объясняет более высокие их способности в социальном познании. У мужчин же больше связей между моторной корой, которая отвечает за регуляцию движений тела, и унимодальной корой, которая обрабатывает информацию от органов чувств.

Ученые проанализировали и разницу показателей внутри полов и обнаружили, что среди мужчин характеристики, по которым сравнивали мозги, «гуляют» сильнее, чем у женщин. То есть, среди мужчин мозг сильнее отличается по объему или площади коры, чем среди женщин.

Кроме того, большее расхождение среди мужчин показали и тесты когнитивных способностей. Ученые предположили, что сравнительно меньший разброс признаков у женщин — следствие «защитного механизма» парной X-хромосомы. Если в одной из половых хромосом происходит вредная мутация, женщину может «подстраховать» нормальная копия гена, которая находится в другой X-хромосоме из пары. По словам ученых, такой эффект работает, возможно, на примере аутизма — эта болезнь связана с мутациями в генах, которые находятся в половых хромосомах, и мужчинам достаточно меньшего количества мутаций для возникновения этого расстройства.

Как говорят ученые, в целом мозг мужчины и женщины очень похож, и разницу нельзя трактовать как половой диморфизм — для каждой области, по которой у мужчин и женщин есть различия, есть и совпадения. Природа половых различий в поведении и когнитивных способностях тоже еще ждет дальнейших исследований.

Исследование ученых доступно в препринте.

О разнице в работе мужского и женского мозга смотрите выпуск «Знай наших!» на «Чердаке».