Мозг геймеров устроен немного иначе

Ученые из Испании и США проанализировали исследования влияния компьютерных игр на мозг и узнали, что происходит с высшей нервной деятельностью заядлых геймеров.

Как пишут исследователи, компьютерные игры, с одной стороны, очень популярны и давно вышли за рамки детских развлечений — средний возраст человека, играющего в различные видеоигры, 31 год. С другой — вокруг влияния игр на человека существует множество слухов и непроверенных «фактов». Учитывая, что растет количество людей, играющих в видеоигры, и время, которое игры воздействуют на человека на протяжении его жизни, интересно узнать, как влияет это развлечение на работу мозга.

Ученые обработали данные 122 исследований, посвященных разным аспектам влияния игр на сознание, мозг и нервную систему человека, и обнаружили, что компьютерные игры влияют на некоторые функции мозга и даже приводят к изменениям в его структуре. Например, было замечено, что у игроков увеличены области, которые отвечают в том числе за визуально-пространственное восприятие и навигацию, — участки энторинальной коры и правый гиппокамп. Кроме того, увеличены области, которые отвечают за когнитивный контроль, то есть способность планировать свои действия и регулировать поведение, в том числе функцию рабочей памяти и принятие решений, — дорсолатеральная и орбитофронтальная кора.

Изучение же людей, страдающих от «игровой зависимости», показало, что изменения в физиологии их головного мозга примерно соответствуют тем, что есть у людей, страдающих любой другой формой зависимости — как поведенческой, так и зависимости от психоактивных веществ.

Кроме того, ученые заметили изменения в лимбической системе, которые, по их мнению, говорят о том, что геймеры в целом менее чувствительны к жестокости и негативным эмоциям.

В целом, по словам ученых, пока исследования влияния игр на человека находятся в зачаточном состоянии, и более-менее изучены нейронные корреляты, то есть в данном случае соотношение между увлечением человека играми и теми изменениями, которые происходят в его мозгу. Точных данных о том, как именно эти изменения отражаются на когнитивных функциях, пока нет.

Исследование описано в журнале Frontiers in Human Neuroscience.

Как работа и хобби меняют структуру мозга, читайте на «Чердаке».

Найдена связь между преступным умыслом и активностью мозга

Команда американских ученых выяснила, что с помощью томографии мозга можно отличить умышленные поступки от опрометчивых.

В мировых нормах уголовного права существует разделение понятий преступления с умыслом и преступления по неосторожности (когда специального намерения совершить преступление у человека не было). Если преступник осознавал общественно опасный характер своих действий, его обычно ждет более строгое наказание. В судебной практике не всегда можно определить точно, совершал ли подсудимый преступление умышленно, либо делал это в силу своей опрометчивости. К тому же, как показали исследования, люди и сами часто путают, совершают они проступки умышленно или неумышленно.

Поэтому ученые провели эксперимент, чтобы выявить, как осознание или неосознание человеком факта преступления связаны с состоянием мозга.

В эксперименте участвовали 40 человек. Испытуемых просили представить ситуацию, где им нужно пронести через контрольно-пропускной пункт гипотетический чемодан, внутри которого может находиться контрабанда. Испытаний было несколько для каждого участника. В каждом испытании ему показывали от одного до пяти чемоданов, в каждом из которых могла содержаться контрабанда. Так моделировалась ситуация неопределенности. Если чемодан был один, то испытуемый точно знал, что в нем контрабанда (умысел), если больше — он рисковал выбрать «опасный» чемодан, но не был в этом уверен точно (неосторожность). Также в каждом эксперименте различался от нулевого до максимального риск быть досмотренным гипотетическим таможенником.

Ученые сделали регрессионный анализ зависимости решений о переносе чемодана от вероятности нахождения в нем контрабанды и вероятности досмотра. Кроме того, во время эксперимента мозг участников сканировали при помощи фМРТ. [ ... ]

Художники видят статичные объекты, архитекторы — динамичные границы

Британские психологи, лингвисты и нейробиологи выяснили, что художники видят на картинках слои и трехмерные объекты в двумерном пространстве, архитекторы скорее видят границы, а скульпторы — и то и другое.

Британские ученые решили проверить представление о том, что профессия влияет на то, как человек воспринимает мир. Для этого пригласили 16 людей трех профессий — художников, архитекторов и скульпторов, у каждого из которых было по крайней мере восемь лет опыта. В качестве контрольной группы выступали 16 людей других, не связанных с этими профессий.

Участникам показывали картинку из Google street view, базилику святого Петра и сгенерированную компьютером сюрреалистическую картинку. Затем людей просили описать, что они видят на картинке, что бы они изменили и как бы они исследовали пространство того, что изображено на картинке.

Затем исследователи разбили элементы ответов по категориям для анализа с использованием лингвистической техники под названием «когнитивный дискурс-анализ». С ее помощью определяют, как те или иные языковые конструкции отражают то, как человек думает и как воспринимает мир в конкретных общественных, культурных, политических и других условиях.

В итоге ученые выявили систематические языковые паттерны в речи художников, архитекторов и скульпторов. [ ... ]

Установлен механизм передачи сигнала тревоги из кишечника в мозг

Ученые из Австралии и США обнаружили, что специальные энтерохромаффинные клетки кишечника посылают в нервную систему информацию о состоянии этого органа.

Уже известно, что кишечник может обмениваться сигналами с мозгом. Например, кишечные бактерии влияют на пищевые привычки человека, стимулируя у него желание есть тот или иной продукт. Также в экспериментах на мышах было показано, что бактерии кишечника воздействуют на эмоциональное состояние, качества характера и социальное поведение. В новом исследовании ученые обнаружили кишечные клетки, которые посылают сигналы в мозг о наличии в кишечнике потенциально опасных веществ.

Кишечник — самый большой человеческий орган, и около 1% входящих в его состав клеток составляют энтерохромаффинные клетки. Известно, что около 90% всего синтезируемого в теле человека серотонина образуется в них. Серотонин — это нейромедиатор, посредством которого нервные клетки «общаются» друг с другом, передавая электрохимические сигналы. Ученые предположили, что энтерохромаффинные клетки кишечника неспроста синтезируют почти весь серотонин в организме и могут с его помощью подавать какие-то сигналы нейронам. Для своего эксперимента исследователи взяли искусственный органоид мини-кишечник, выращенный из стволовых мышиных клеток.

Наблюдения за энтерохромаффинными клетками в мини-кишечнике показали, что они активно взаимодействовали с нейронами. Эти клетки специфическим образом реагировали на попадание в кишечник веществ трех видов. Это эфиры изомасляной кислоты, побочные продукты деятельности бактерий; гормоны-катехоламины (включая дофамин, адреналин и норадреналин), которые могут сигнализировать о стрессе в кишечнике, и вещество аллил изотиоцианат, содержащееся в горчице и чесноке. В ответ на попадание этих веществ в кишечник энтерохромаффинные клетки выделяли серотонин и передавали электрохимический сигнал соседним нейронам в кишечнике.

Как предполагают ученые, реакция кишечных клеток именно на эти вещества может служить защитным механизмом, когда в ответ на попадание в кишечник чужеродных веществ нервная система, получив соответствующие сигналы, стимулирует кишечник к экстренному сокращению и опорожнению. Но, как говорят ученые, кроме своей полезной функции данные клетки, чрезмерно активизировавшись по каким-то причинам, могут вызывать нежелательные расстройства, такие как синдром раздраженного кишечника. Поэтому данная работа может помочь в поиске лекарственных средств против этих кишечных дисфункций. [ ... ]