Мозг геймеров устроен немного иначе

Ученые из Испании и США проанализировали исследования влияния компьютерных игр на мозг и узнали, что происходит с высшей нервной деятельностью заядлых геймеров.

Как пишут исследователи, компьютерные игры, с одной стороны, очень популярны и давно вышли за рамки детских развлечений — средний возраст человека, играющего в различные видеоигры, 31 год. С другой — вокруг влияния игр на человека существует множество слухов и непроверенных «фактов». Учитывая, что растет количество людей, играющих в видеоигры, и время, которое игры воздействуют на человека на протяжении его жизни, интересно узнать, как влияет это развлечение на работу мозга.

Ученые обработали данные 122 исследований, посвященных разным аспектам влияния игр на сознание, мозг и нервную систему человека, и обнаружили, что компьютерные игры влияют на некоторые функции мозга и даже приводят к изменениям в его структуре. Например, было замечено, что у игроков увеличены области, которые отвечают в том числе за визуально-пространственное восприятие и навигацию, — участки энторинальной коры и правый гиппокамп. Кроме того, увеличены области, которые отвечают за когнитивный контроль, то есть способность планировать свои действия и регулировать поведение, в том числе функцию рабочей памяти и принятие решений, — дорсолатеральная и орбитофронтальная кора.

Изучение же людей, страдающих от «игровой зависимости», показало, что изменения в физиологии их головного мозга примерно соответствуют тем, что есть у людей, страдающих любой другой формой зависимости — как поведенческой, так и зависимости от психоактивных веществ.

Кроме того, ученые заметили изменения в лимбической системе, которые, по их мнению, говорят о том, что геймеры в целом менее чувствительны к жестокости и негативным эмоциям.

В целом, по словам ученых, пока исследования влияния игр на человека находятся в зачаточном состоянии, и более-менее изучены нейронные корреляты, то есть в данном случае соотношение между увлечением человека играми и теми изменениями, которые происходят в его мозгу. Точных данных о том, как именно эти изменения отражаются на когнитивных функциях, пока нет.

Исследование описано в журнале Frontiers in Human Neuroscience.

Как работа и хобби меняют структуру мозга, читайте на «Чердаке».

Шимпанзе сильнее человека, но человек выносливее

Американские ученые показали, что мышечная сила шимпанзе превосходит человеческую в 1,35 раза из-за большего количества «быстрых» волокон в мышцах, зато мышцы человека делают его более выносливым.

Крупные обезьяны обладают огромной физической силой, а у человека в ходе эволюции потребность в силе снизилась, так как он эволюционировал в сторону развития мозга и навыков пользования инструментами. Новая работа американских ученых эмпирически подтвердила, что обезьяна сильнее человека, но не во много раз, как считалось ранее, а менее чем в полтора раза.

Мышечное волокно состоит из двух типов волокон — «медленных» (отвечающих за выносливость) и «быстрых» (отвечающих за силу). Ученые провели анализ образцов ткани из мышц таза и задних конечностей трех умерших шимпанзе из разных зоопарков. Был использован метод под названием гель-электрофорез, при котором мышцы разбиваются на отдельные волокна, и их можно сравнить их с аналогичным волокном у человека.

Исследование показало, что у шимпанзе соотношение «быстрых» и «медленных» волокон составляет 34:66, в то время как у человека — 30:70. Сопоставив эти данные с помощью компьютерной программы, ученые определили, что такое соотношение волокон делает обезьян в пересчете на единицу массы примерно в 1,35 раза сильнее человека.

Затем ученые сравнили соотношение мышечных волокон разных типов у нескольких видов млекопитающих: приматов, лошадей, свиней, кошек, собак, мышей. Выяснилось, что самое большое количество «медленных» волокон присутствует в мышцах человека и примата медленный лори (Nycticebus coucang). Ученые в случае с лори объясняют это его малоподвижным образом жизни, а в случае с человеком — изменением образа жизни первых Homo, которые вынуждены были делать длинные переходы во время охоты и собирательства. Для этого их мышцы должны были измениться, став менее сильными и более выносливыми. [ ... ]

Художники видят статичные объекты, архитекторы — динамичные границы

Британские психологи, лингвисты и нейробиологи выяснили, что художники видят на картинках слои и трехмерные объекты в двумерном пространстве, архитекторы скорее видят границы, а скульпторы — и то и другое.

Британские ученые решили проверить представление о том, что профессия влияет на то, как человек воспринимает мир. Для этого пригласили 16 людей трех профессий — художников, архитекторов и скульпторов, у каждого из которых было по крайней мере восемь лет опыта. В качестве контрольной группы выступали 16 людей других, не связанных с этими профессий.

Участникам показывали картинку из Google street view, базилику святого Петра и сгенерированную компьютером сюрреалистическую картинку. Затем людей просили описать, что они видят на картинке, что бы они изменили и как бы они исследовали пространство того, что изображено на картинке.

Затем исследователи разбили элементы ответов по категориям для анализа с использованием лингвистической техники под названием «когнитивный дискурс-анализ». С ее помощью определяют, как те или иные языковые конструкции отражают то, как человек думает и как воспринимает мир в конкретных общественных, культурных, политических и других условиях.

В итоге ученые выявили систематические языковые паттерны в речи художников, архитекторов и скульпторов. [ ... ]

Cветоотражающую пленку «глаз мотылька» сделали тверже и дешевле

Коллектив исследователей из США и Тайваня разработал новое антиотражающее покрытие «глаз мотылька» на гибкой подложке с увеличенной прочностью.

Яркий солнечный свет сильно затрудняет чтение и просмотр информации с экранов планшетов и смартфонов. Этого можно избежать, увеличив яркость экрана устройства, но в таком случае увеличится энергопотребление. Альтернативой является использование антиотражающих покрытий.

Глазу бабочки за счет особой структуры не страшен солнечный свет и блики. Эту природную технологию производители антиотражающих покрытий имитируют с 2013 года. Однако недавно исследователи улучшили ее характеристики и добавили покрытию прочности.

Используемая наноструктура представляла собой частицы оксида кремния SiO2 диаметром около 100 нм, образующие монослой на обработанной кислородной плазмой поверхности стекла. Далее рисунок «отпечатывали» на гибкой подложке из полиэтилентерефталата и триацетилцеллюлозы при помощи давления. Но для увеличения прочности предварительно эта пленка покрывалась смесью из жидкого каучука, акрилатного мономера и этилацетата. В итоге получалась структура с вогнутостями, напоминающая строение глаза мотылька.

Также поверхность была обработана особыми алкильными растворами, обеспечивающими гидрофобную поверхность, что повышало функцию самоочистки экрана от пыли и отпечатков пальцев. [ ... ]