Московские физики подвергли сомнению данные о течении ядерных реакций

Новые оценки сечения фотонейтронных реакций разошлись с цифрами из международных баз данных — возможно, эти цифры нуждаются в обновлении.

Теоретическая оценка площади сечения фотонейтронных реакций для ядра золота разошлась с экспериментальными данными из электронных баз МАГАТЭ. В связи с этим Владимир Варламов и его коллеги по НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцына (НИИЯФ) МГУ предлагают их обновить. Коротко о работе рассказывает сообщение, подготовленное пресс-службой Московского университета.

Огромный массив экспериментальных сведений о течении ядерных реакциях собирается сетью Центров данных по ядерным реакциям, работающей под эгидой МАГАТЭ. Входит в нее и Центр данных фотоядерных экспериментов (ЦДФЭ) при московском НИИ Ядерной физики МГУ, где можно найти, в частности, сведения о ядерном сечении фотонейтронных реакций, иначе говоря, о вероятности взаимодействия фотона с ядром элемента, при котором оно распадется с испусканием нейтронов.

Информация из таких международных баз данных служит основой в работе многих ученых и инженеров, и для проверки ее точности МАГАТЭ реализует международный исследовательский проект. Участвуют в его работе и российские физики, а недавняя работа Владимира Варламова и его соавторов заставляет усомниться в достоверности «официальных» данных.

Ученые провели теоретические расчеты сведений о сечении реакций для ядра золота-197, оценив их с помощью различных математических критериев достоверности. В результате они получили новые оцененные значения, которые заметно отличаются от содержащихся в базах экспериментальных данных.

По мнению Владимира Варламова, это указывает на необходимость обновления электронных библиотек МАГАТЭ: «Новые данные позволят получать на ядрах сечения различных фотоядерных реакций, которые будут соответствовать критериям достоверности. В перспективе это позволит пересмотреть оценки некоторых важных физических эффектов», — заключает ученый.

Научную статью об открытии опубликовал журнал Physical Review C.