Мошки из сибирского янтаря пролили свет на эволюцию птиц

Видовой состав кровососущих насекомых способен дать информацию о том, какие приспособления к холодному климату имелись у местных доисторических птиц.

Российские и украинские палеонтологи обнаружили в добытом на полуострове Таймыр янтаре новый вид мошек — уголякию Ugolyakia kaluginae. Из находки можно сделать вывод, что насекомые паразитировали на доисторических птицах даже на Севере. Научная статья опубликована в журнале Cretaceous Research.

Палеонтологи исследовали хранящиеся в Палеонтологическом институте РАН образцы янтаря возрастом 84−86 миллионов лет, добытые из отложений сантонского яруса у берегов реки Северный Уголяк (полуостров Таймыр, Республика Саха), и отпечатки перьев оттуда же. В янтаре содержались фрагменты таких же перьев. Ученые установили, что они принадлежали орнитуроморфам (Euornithes). В эту группу входят все современные и ископаемые птицы, более родственные современным, чем вымершей группе энанциорнисовых птиц.

Фото: Evgeny E. Perkovsky et als. / Cretaceous Research

Что более важно, рядом с фрагментами перьев орнитуроморф обнаружились целые тела небольших насекомых. Размер и форма их глаз и крыльев указывали на то, что эти насекомые относятся к группе мошек Simuliini из отряда двукрылых, наиболее известными представителями которого являются комары и мухи. Расположение одной из основных продольных жилок крыла, радиальной, у ископаемых насекомых отличалось ото всех известных, поэтому (и по некоторым другим признакам) их выделили в отдельный вид и дали ему латинское название уголякия Калугиной (Ugolyakia kaluginae) в честь палеонтолога Надежды Калугиной, занимавшейся ископаемыми двукрылыми. Пока эта уголякия — единственный представитель своего рода.

Строение ротового аппарата некоторых найденных уголякий свидетельствует о том, что самки этих мошек питались кровью. По всей видимости, источником пищи для них служили орнитуроформы, чьи перья также были найдены в янтаре. Это косвенно подтверждает и тот факт, что другие два вида ископаемых мошек были обнаружены в янтаре в пределах ареала орнитуроморф — у озера Янтардах на Таймыре и в Нью-Джерси.

Фото: Evgeny E. Perkovsky et als. / Cretaceous Research

Ugolyakia kaluginae из таймырского янтаря сохранились лучше, чем все остальные известные образцы доисторических мошек. Как и другие подобные находки, они относятся к позднему мелу. В то время уже стали появляться продвинутые формы орнитуроморф. Авторы статьи предположили, что такие орнитуроморфы возникли именно в высоких широтах, то есть там же, где были обнаружены уголякии и другие мошки.

Известно, что продвинутые орнитуроморфы довольно быстро росли. Если они действительно возникли в приполярных областях, высокая скорость роста служила им адаптацией к короткому сезону размножения, совпадающему по срокам с теплым временем года, тоже коротком на севере. В раннем мелу климат был достаточно холодным, а поскольку первые орнитуроморфы появились именно в то время, получается, что к позднему мелу они уже подошли, имея преадаптации к суровым погодным условиям. Это позволило им заселить и леса севера Азии и уже там дать начало более продвинутым орнитуроморфам.

Поскольку уголякий и других известных мошек чаще всего находят вместе с перьями ископаемых птиц, по видовому составу этих насекомых теоретически можно узнать примерное строение экосистем, которые населяли их жертвы.

Геологи посмотрели в зубы древних морских рептилий России

Форма зубов плиозавров, найденных в Поволжье и Сибири, изменила представления об эволюционной истории этой знаменитой группы ископаемых морских рептилий.

Ученые из России и Европы исследовали особенности строения зубов у плезиозавров, останки которых были обнаружены на территории Поволжья и Восточной Сибири. Находки датируются переходом от юрского к меловому периоду, когда, как считается, численность и разнообразие этих древних рептилий резко упали. Однако, судя по множеству обнаруженных учеными вариантов строения зубов, все происходило с точностью до наоборот. Об этом они рассказывают в статье, опубликованной журналом Palaeontology.

Плезиозавры доминировали в морях около сотни миллионов лет, пока родственные им динозавры царили на суше. Эти разнообразные, прекрасно приспособленные для плавания рептилии питались рыбой, моллюсками и другими рептилиями. Они достигали 20 м в длину, и именно их размеры и внешний вид послужили основой легенды о шотландском озерном монстре Несси. Плезиозавры достигли расцвета в юрском и меловом периодах. Сегодня их останки обнаруживают на всех континентах, в том числе и в России.

Магистрант геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Николай Зверьков совместно с учеными из Бельгии, Великобритании и Польши изучил окаменевшие останки зубов плезиозавров, которые были найдены в Поволжье и на Таймыре и датированы концом юрского периода (163—145 миллионов лет назад) и ранним меловым периодом (145—100 миллионов лет назад). Переход от одной эпохи к другой сопровождался глобальными изменениями климата, и до недавнего времени считалось, что пережить их смогла только одна группа плезиозавров, поэтому лишь впоследствии разнообразие этих морских рептилий вновь восстановилось.

На самом деле до сих пор все изученные плезиозавры, жившие около границы юрского и мелового периодов, характеризовались трехгранной формой зубов, тогда как к середине мела распространяются рептилии с конической. Однако Николай Зверьков и его соавторы, рассмотрев находки, датированные этим временем, обнаружили коронки обоих типов, показав, что и те и другие плезиозавры сосуществовали в течение как минимум 25 миллионов лет на протяжении позднего юрского и раннего мелового периодов. [ ... ]

Российский палеонтолог приехал с грантом из Зеленой реки

Таракан Grant viridifluvius всю жизнь прикидывался муравьем, чтобы его никто не трогал.

Даниил Аристов из Лаборатории артропод Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН и его коллеги из Японии, Чехии, Словакии, Китая и нескольких других стран описали несколько древних видов тараканов, найденных в отложениях формации Грин Ривер (США), формации Крато (Бразилия) и бирманском янтаре. Всех исследованных насекомых объединяет то, что они маскировались под своих опасных сородичей — муравьев, ос и пчел. Российскому ученому принадлежит находка Grant viridifluvius — таракана, названного в честь формы материальной поддержки ученых и по внешнему виду весьма походившего на муравья. Научная статья о доисторических тараканах-подражателях опубликована в журнале Biologia.

Всего в статье упомянуто восемь видов тараканов, но только Grant viridifluvius описан впервые (остальные были открыты в последние несколько лет). Все они принадлежат к группе алиеноптер — дословно «чужекрылых»: первая пара крыльев у них короткая, но плотная и прикрывает заднюю пару крыльев. Различные исследователи рассматривают ее либо как отряд Alienoptera, наиболее близкий к тараканам и богомолам, либо как семейство Alienopteridae отряда тараканов Blattaria. В любом случае алиеноптеры — одни из немногих тараканоподобных, переживших мел-палеогеновое вымирание, в ходе которого, как широко известно, завершили свое существование динозавры.

Таракан Grant viridifluvius — наиболее молодой из восьми описанных в работе видов. Его Даниил Аристов обнаружил в формации Грин-Ривер (дословно «зеленая река», что по-латыни звучит как fluvius viridis, отсюда и видовое название насекомого). Ее отложения относятся к эпохе эоцена (56—34 миллиона лет назад). Возраст насекомого оценили в 47 миллионов лет, то есть грант видел ранних непарнокопытных и насекомоядных. Двухсантиметровый Grant viridifluvius мимикрировал под муравья — имел столь же изящное тело, перетяжку между грудью и брюшком и длинные ноги. Это было выгодно, так как жалящее перепончатокрылое такого размера способно серьезно навредить пожелавшему его съесть хищнику укусом или мощной струей едкой муравьиной кислоты.

Помимо Grant viridifluvius из описанных в статье тараканов подражал внешности муравьев Teyia branislav — алиеноптер, обнаруженный в бирманском янтаре. Он примерно в два раза старше гранта, а значит, жил в меловой период. Получается, что уже тогда муравьи были достаточно влиятельными компонентами природных сообществ, что их имело смысл имитировать. В целом изучение тараканов-подражателей помогает раскрывать экологические роли тех, под кого они подделывались. [ ... ]

В норе древнего белорусского барсука обнаружили сотни костей его жертв

Среди них впервые в этой стране нашли останки голоценовых хвостатых амфибий и живородящих ящериц.

Сотрудник Воронежского государственного университета Вячеслав Ратников вместе с коллегой из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции Гуге-Александре Бланом изучил обширную коллекцию костей мелких позвоночных, найденных на месте раскопок рядом с деревней Воронча Кореличского района Гродненской области (Республика Беларусь). Палеонтологи определили, кому принадлежат эти кости, и обнаружили среди них скелет живородящей ящерицы (Zootoca vivipara) и останки тритонов двух видов (Lissotriton vulgaris и Triturus cristatus). Анализ возраста находок показал, что эти позвоночные жили вблизи современной Ворончи в атлантическом периоде голоцена. Останки этих видов такого возраста найдены на территории страны впервые. Научная статья о них опубликована в журнале Historical Biology.

На правом, крутом берегу реки Сервечь неподалеку от Ворончи на высоте 255 метров располагается место множества находок костей мелких позвоночных. Все они, по словам нашедших эту точку ученых, были обнаружены в углублении 0,5 на 0,8 метров. Предположительно это углубление представляет собой бывшую нору барсука или лисицы. Нора была занята многие десятилетия, и за это время в ней накопилось немало останков добычи хозяев-хищников. Климатологические реконструкции и определение видовой принадлежности костей показали, что убежищем активно пользовались 5—7,5 тысяч лет назад. Это время соответствует атлантическому периоду голоцена, когда в Европе, особенно на ее севере, климат был теплее и влажнее современного и всех «соседних» периодов.

Хотя изначально нора на Сервечи была объектом внимания теориологов, так как там попадались скелеты мелких млекопитающих, позже там обнаружили множество костей амфибий и рептилий. Авторы новой статьи, работая в Воронежском государственном университете, сделали замеры 11 538 таких костей и определили их видовую принадлежность.

Среди обследованных останков были и те виды, которые уже встречались в палеонтологической летописи Беларуси. Однако она пополнилась и новыми видами. Так, впервые на территории республики обнаружили голоценовые останки хвостатых рептилий — обыкновенного тритона (Lissotriton vulgaris) и гребенчатого тритона (Triturus cristatus), а также живородящей ящерицы (Zootoca vivipara). Новыми для Ворончи, но не для страны в целом стали находки живших в голоцене пяти видов бесхвостых амфибий: серой жабы (Bufo bufo), прудовой лягушки (Pelophylax lessonae), озерной лягушки (Pelophylax ridibundus), остромордой лягушки (Rana arvalis) и травяной лягушки (Rana temporaria). Также ученые идентифицировали двух змей — обыкновенного ужа (Natrix natrix) и обыкновенную гадюку (Vipera berus) и один вид безногих ящериц — ломкую веретеницу (Anguis fragilis). [ ... ]