Монархи показали роль мегаполисов в восстановлении численности исчезающих видов. На примере стремительно исчезающей популяции бабочек-монархов ученые показали, как благоустройство города можно совместить со спасением природы

Популяция бабочек-монархов в США катастрофически снижается из-за постепенного исчезновения единственного растения, которым питаются их гусеницы. Биологи выяснили, сколько кустов этого растения нужно высадить дополнительно, чтобы восстановить численность бабочек, а также определили, какую роль американские города могут сыграть в спасении как этого вида, так и других.
Бабочки-монархи  Abigail Derby Lewis / Field Museum
Бабочки-монархи
© Abigail Derby Lewis / Field Museum

За последние двадцать лет популяция бабочек-монархов (Danaus plexippus) в США сократилась огромными темпами: восточная популяция на 80%, а западная — на 97%. Вероятно, это связано с тем, что на территории страны сокращается количество ваточника (Asclepias) — единственного растения, на котором могут кормиться их гусеницы. Ваточник, в свою очередь, исчезает из-за распашки лугов и применения сельскохозяйственных химикатов.

Чтобы восстановить популяцию монархов, специалисты из Филдовского музея естественной истории (Чикаго) предложили специально высаживать ваточник на пути ежегодной миграции бабочек с севера на юг США. Для этого ученые проверили, сколько ваточника растет в городах на этом маршруте — в Чикаго, агломерации Минеаполис—Сент-Пол, Канзас-сити и Остине. Также исследователи посчитали, сколько ваточника нужно высадить дополнительно, где и кто может этим заняться.

Читайте также: Пирующие на беззащитной чужбине. Какими биологическими последствиями опасна глобализация

Сначала биологи разделили все свободные от застройки участки на три вида — городские, пригородные и загородные, а также дополнительно разбили их на отдельные категории, например земли частных хозяйств, сельскохозяйственные, промышленные. Затем в каждом городе случайным образом выбрали участки, чтобы посчитать, сколько ваточника там растет. К удивлению ученых, в городах оказалось достаточно много этого растения: ваточник встречался на 50 из 66 случайно выбранных участков в Остине и на 53 из 66 — в Чикаго. Всего ученые насчитали около 15,3 миллиона растений.

Полученные данные ученые экстраполировали на всю территорию миграции монархов. Получилось, что в регионах, над которыми ежегодно пролетают монархи, растет  312 миллионов кустов ваточника. Ученые подсчитали, что для восстановления популяции бабочек на изученные территории нужно досадить от 29,8 до 271 миллиона растений в худшем и лучшем случаях, всего же нужно высадить около 1,8 миллиарда кустов.

Ученые считают, что города при этом могут поддерживать существование 15—30% от нужного количества ваточника. Вкупе с результатами опроса местных жителей о том, готовы ли они высаживать это растение на своих участках, работа ученых говорит о большом потенциале североамериканских городов в процессе сохранения и восстановления численности исчезающих видов растений и животных.