Выпив молочный коктейль в томографе, люди испытали прилив дофамина дважды. Причем чем вкуснее напиток казался испытуемым, тем интенсивнее был первый выброс дофамина и «глуше» второй

Ученые из Института Макса Планка заставили испытуемых пить молочные коктейли в томографе и выяснили, что прием пищи сопровождает два пика высвобождения гормона дофамина. Кроме того, выяснилось, что чем вкуснее пища, тем «хуже» наступает насыщение.

Подобный эксперимент был впервые поставлен на людях — раньше аналогичные исследования проводились только на мышах. Сейчас же участниками исследования стали 12 здоровых добровольцев. Все они во время сначала магнитно-резонансного, а потом и позитронно-эмиссионного сканирования получали либо вкусный молочный коктейль, либо безвкусный раствор.

Первый пик высвобождения дофамина в мозге испытуемого происходил, когда человек делал первый глоток, причем активировались в этот момент зоны мозга, ответственные за вознаграждение и за сенсорное восприятие, то есть его стимулировали вид, вкус и запах еды. Второй же выброс гормона происходил после того, как пища достигала кишечника.

Исследователи пишут, что первый выброс связан с субъективным желанием поесть, а второй, соответственно, имеет обратный эффект и связан с чувством насыщения. При этом в случае с коктейлем первый выброс был мощнее, чем с безвкусным раствором, и чем сильнее был первый дофаминовый выброс, тем слабее и позже был второй.

Похоже, что мощный выброс дофамина в первый момент подавляет и оттягивает второй выброс, а значит, сигнал о насыщении поступает тогда, когда съедено уже слишком много, предполагают ученые. Это объясняет, почему переедание зачастую связано именно с аппетитными для нас продуктами: чем вкуснее кажется еда, тем слабее «звучит» сигнал о насыщении. Впрочем, авторы работы отмечают, что это утверждение требует дополнительных проверок в экспериментах.

Евгения Береснева