Микроспутник вокруг кометы 67P/Чурюмова — ГерасименкоESA/Rosetta/MPS/OSIRIS/UPD/LAM/IAA/SSO/INTA/UPM/DASP/IDA/j. Roger

Любитель астрономии нашел у кометы Чурюмова — Герасименко микроспутник

Его открытие подтвердили ученые

Обрабатывая снимки ядра кометы Чурюмова — Герасименко, испанский астрофотограф Хасинт Рохер нашел крошечный спутник, который астрономы раньше не замечали. Как впоследствии установили специалисты Европейского космического агентства, это небольшое тело размером с валун попало на камеру зонда «Розетта» еще в 2015 году.

Хасинт Рохер — специалист по графическому дизайну и фотограф-любитель, а вовсе не профессиональный астроном. Однако работая с «сырым» материалом ESA, энтузиаст сделал настоящее открытие: на собранном из многих отдельных кадров анимированном изображении проявилась точка, которая движется вокруг ядра кометы 67P/Чурюмова — Герасименко.

Эту комету детально изучил зонд «Розетта», стартовавший с Земли в 2004 году и достигший ее 10 лет спустя. В 2015 году этот аппарат впервые в истории вплотную подобрался к кометному ядру, вышел на орбиту вокруг него, сбросил на ее поверхность миниатюрный посадочный модуль «Филы» и в 2016 году разбился о комету, завершив таким образом свою 12-летнюю миссию. Отснятого зондом материала оказалось столь много, что его до сих пор изучают исследователи.

Читайте также: Магнитное поле, которого нет. Зачем искали и как не нашли магнитное поле у кометы Чурюмова — Герасименко

Рохер заметил микроспутник (в ESA его назвали «чурюлуна», churymoon) на кадрах, сделанных 21 октября 2015 года. После того как испанец сообщил о находке и представил свое анимированное изображение, астрономы проверили и другие фотографии. На материале, собранном 23 октября того же года, ученые нашли то же небесное тело. Сначала оно пропало из виду на фоне яркого облака из пыли и газа, которое окружает «голову» кометы, но потом снова проявилось.

Анализ траектории показал, что фрагмент отделился примерно за 12 часов до попадания в объектив и вышел на орбиту вокруг кометы. Подобные микроспутники у кометы Чурюмова — Герсименко уже находили ранее, однако открытый Рохером — самый крупный. По оценкам астрономов, он может достигать четырех метров в поперечнике.

Ядро 67P/Чурюмова — Герасименко не превышает в поперечнике нескольких километров (4 км по наибольшему измерению), поэтому его гравитационное поле очень слабо: вторая космическая скорость, с которой можно преодолеть это поле, для кометы составляет не более одного метра в секунду. На Земле такая скорость позволяет подпрыгнуть на пять сантиметров, однако космонавт, высадившийся на ядре 67P/Чурюмова — Герасименко, мог бы даже не выпрыгнуть, а вывалиться на орбиту при неосторожном толчке ногой от поверхности.

Спутник мог отколоться от ядра кометы в результате совместного действия нагревающих солнечных лучей и испаряющегося с ее поверхности льда. Это приводит к образованию газопылевого хвоста, поэтому та же причина могла подбросить и небольшой фрагмент ядра. На снимках, сделанных «Розеттой», видно, что комета напоминает плотный грязный сугроб, поэтому замеченный Рохером объект, вероятно, тоже представляет собой глыбу льда.